Не смотря на отчеты руководства КПСС о неминуемо приближающейся эры коммунизма, где нет товарно-денежных отношений и каждому воздается по способностям и потребностям, такое понятие как криминал в #СССР оставался. Правда о принятой в октябре 1961 года на XXII съезде партии третьей программе КПСС гласящей, что он будет построен в 1980. К поставленному сроку все об этом благополучно забыли. Но вот криминал как был, так и остался. Причем при всеобщем дефиците и иногда полном отсутствии товаров он рос, приобретал свои формы и благополучно жил. Ну а поскольку автомобиль был роскошью, иногда совершенно непозволительной, то естественно он становился лакомым куском для всяких не чистых на руку людей. О том как покупали новые и подержанные машины в стране можно прочесть здесь и здесь.
Могу сказать одно, воровали все! Самым простым было снять "дворники". Именно поэтому все владельцы машин на ночь их убирали. Или вообще хранили под передним сидением. А в момент выпадения осадков нужно было быстро выйти из салона и прикрепить их к "поводкам". Многие это сделать забывали, и тогда на лобовом стекле появлялись характерные царапины.
Если кто-то не застал это "великолепное" время посмотрите фильмы того периода, все машины ездят без щеток( хороший пример #кинокомедия Эльдара Рязанова #Служебный роман Там есть момент когда Юрий Григорьевич Самохвалов в момент начала дождя надевает дворники на свою Волгу, кстати купленную скорее всего в магазине #Березка. О том, что можно было там купить можно прочитать тут). Так же, если внимательно присмотреться к автомобилям, то можно заметить на концах "поводков" оранжевые кусочки медицинских жгутов или даже части инфузионной трубки от капельницы. Впрочем "поводки" тоже крали, а купить новые было практически невозможно.
Боковые зеркала. Нет, конечно же можно было воспользоваться отверткой, но часто у воришек не было на это времени. Поэтому они предпочитали их просто вырывать, что называется "с мясом". Позднее появились съемные зеркала, и тогда, как и "щетки" их просто клали в салон.
Кстати о салоне. "Ветровички" или поворотные форточки для вентиляции у тольяттинских моделей закрывались на специальные защелки. Так вот, на заводе они крепились к стеклу при помощи клея. Достаточно было подержать сигарету в месте крепления и запор отваливался. Вуаля, и вы можете протянуть руку и просто разблокировать дверь. Тогда умельцы стали продавать специальные металлические накладки. Они имели неправильную форму и защищали уязвимое место. Потом появились дополнительные защелки, правда открывать форточки стало сложнее.
А вот с багажником было сложнее, просто просунуть линейку и вскрыть замок на "Жигулях" бы не вышло, об этом подумали при адаптации Fiat-124 уже в СССР. Хотя "запаски" тоже воровали. Кстати, кому интересно статью о некоторых отличиях #ВАЗ и Fiat можно найти тут.
Ну а если в салоне брать нечего(правда там же мог быть установлен радиоприемник, а у #ВАЗ-2106 были подголовники), то можно было открыть капот и стащить аккумулятор. Его, кстати, тоже было купить почти невозможно. Ведь необходимо было предъявить справку о сдаче использованной батареи в утиль. А значит автомобилист шел на рынок и покупал, скорее всего ворованную у его собрата по несчастью, батарею.
Колпаки для колес. Они не только защищали ступицу и болты от грязи, но без них невозможно было получись талон техосмотра. Так вот их тоже нещадно воровали. Потом "кулибины" приноровились делать специальные секретные замки. Я прекрасно помню предмет гордости отца моего друга у которого появились специальные(!) колпаки на колесных дисках с "хитрым" ключом. Он утверждал, что найти отмычку невозможно.
Воровали и сами #колеса. А вот купить новые было огромной проблемой. Вариант был один - "черный рынок", ну или просто авторынок. Ведь за новыми шинами, а их в магазинах просто не было, приходилось стоять в очереди. Кстати зимней резины тоже не было. Тем счастливчикам кому удалось "урвать" комплект колес можно было "переобуться" зимой в новые покрышки, а летом использовать старые.
Да, лобовые стекла тоже крали. Ведь в классических #Жигули достаточно было вырвать уплотнитель и можно вынуть "лобовуху". Я прекрасно помню как появились некие замки на стеклах. В месте схождения уплотнителя ставилась скоба с "глухим" винтом, болт от которого торчал в салоне. Вид не слишком эстетичный, но зато система надежная.
Конечно из баков сливался бензин, причем именно из моделей ВАЗ, у Волги лючок запирался на замок, а у Москвича доступ был прикрыт не только багажником, но и крышкой.
Конечно крали и сами автомобили. О самом "честном воришке" на свете из фильма #Берегись автомобиля можно прочитать тут. Но на самом деле бизнес был поставлен на поток. Ведь маржа от такой кражи могла достигать небывалых размеров. На Кавказе или в Средней Азии за украденный в Москве ГАЗ-24 можно было смело выручить 20, а то и 30 тысяч рублей.
В общем коммунизм так и не наступил, а вот воришки как были, так и остались. Кстати на эту тему есть прекрасный документальный фильм, он называется "Папа купил автомобиль!". И хоть снят в 1984 прекрасно отражает все проблемы автомобилистов того периода.