Найти тему
История транспорта

Про Ираиду Вертипрахову

Книги по истории гражданской авиации советского периода почему-то довольно скупо описывают женщин-пилотов Аэрофлота. Единственное исключение — экипаж-рекордсмен под командованием Любови Улановой. Тогда как были в те времена и другие пилотессы с не менее интересными судьбами. Хочу восполнить этот пробел, рассказав и о них. Сегодня предлагаю вашему вниманию первую историю.

Ираида Федоровна Вертипрахова родилась в городе Красноуфимске в 1931 году в многодетной семье. Окончив семилетку, поступила в медицинское училище. Но однажды, увидев на улице мужчину в летной форме, «заболела» небом. Она поступила в аэроклуб ОСОАВИАХИМа (с 1951 года — ДОСААФ). Окончив аэроклуб она продолжила обучение в Саранской летной школе, где с первых полетов с инструктором показала себя как грамотный пилот. По окончании школы её отправили по распределению в Красноярский аэроклуб в качестве инструктора по парашютной подготовке.

Чуть позже Ираида перешла на работу в Красноярский объединенный авиаотряд. Сначала летала на Ил-14, а в середине шестидесятых годов пересела на Ил-18, сначала вторым пилотом, а позже командиром, она проработала на Лайнере много лет.

Ираида Федоровна Вертипрахова в кресле командира Ту-154. Источник фото — Википедия.
Ираида Федоровна Вертипрахова в кресле командира Ту-154. Источник фото — Википедия.

В середине семидесятых годов Вертипрахова переучилась на новый по тем временам межконтинентальный пассажирский самолет Ил-62М. Ираида Федоровна стала первой в Советском Союзе женщиной — командиром Ил-62М. И весь её экипаж был полностью женский: вторые пилоты Тамара Павленко и Евгения Мартова, бортинженер Галина Смагина, штурман Галина Козырь и бортрадист Нина Костыркина.

Женский экипаж самолета Ил-62М Ираиды Вертипраховой. Фото: РИА «Новости».
Женский экипаж самолета Ил-62М Ираиды Вертипраховой. Фото: РИА «Новости».

Этот экипаж на самолете Ил-62М поставил в 1977 году шесть мировых рекордов. А после беспосадочного перелета София — Владивосток, длившегося тринадцать часов, Вертипраховой присвоили звание «Заслуженный пилот СССР». Она была первой и единственной женщиной-пилотом с этим званием.

Женский экипаж Ираиды Вертипраховой на фоне самолета Ил-62М. Фото из личной коллекции Галины Смагиной.
Женский экипаж Ираиды Вертипраховой на фоне самолета Ил-62М. Фото из личной коллекции Галины Смагиной.

В конце семидесятых годов она вернулась обратно в Красноярск и стала работать на Ту-154.

Ираида Вертипрахова на фоне самолета Ту-154Б в Красноярском аэропорту, 1979 год. Фото «РИА-Новости».
Ираида Вертипрахова на фоне самолета Ту-154Б в Красноярском аэропорту, 1979 год. Фото «РИА-Новости».

За двадцать два года полетов Вертипрахова ни разу не имела нареканий по работе, но в 1981 году её судба изменилась роковым стечением обстоятельств.

Василий Васильевич Ершов был долго знаком с Верипраховой и посвятил ей несколько абзацев в своей книге «Раздумья ездового пса». Привожу оттуда его слова об Ираиде Федоровне полностью:

Летала у нас в управлении Ираида Федоровна Вертипрахова. Всю жизнь свою положила на алтарь. Пахала командиром Ил-14 и Ил-18 наравне с мужиками, а ведь еще и чемпионка по парашютизму в прошлом, и на Ту-154 переучилась в числе первых, и даже – показухи и рекорда ради – в наспех сколоченном женском экипаже быстренько переучилась на Ил-62 и установила на этом лайнере рекорд беспосадочного полета: София-Владивосток. Заслуженный пилот СССР, награждена орденами…


Все есть. И характером проста, «свой мужик», и водку пила наравне, и даже более иных, и домой бабам пьяный экипаж развозила, в руки передавала: «Твой? Забирай!» Чужих мужей-то… а сама одна как перст, всю жизнь.


Я с нею как-то летал вторым – спокойно. Она вообще очень спокойная женщина. Летать вторым дает. Ну… и привыкла к славе, стала на кое-какие мелочи смотреть сквозь пальцы. Зайцами с нею летал весь аэрофлот. Широкая, русская натура.

Однажды в Сочах доверила сесть известному «мастеру» Д., снятому за «мастерство» во вторые пилоты, а тот (уже теперь покойничек, царство небесное) не удержал направление на пробеге, выкатился в сторону, колесами по обочине, – и гавкнуть не успели; ну, подправила, вкатились обратно, зарулили: на колесах осталось сено с обочины. Ей бы упасть на четыре кости – запросто бы договорилась, замяли бы, – нет, махнула рукой, не стала разбираться, подумаешь – мелочь: самолет-то цел, фонари на обочине тоже…


Но сочинских надо знать. Раздули предпосылку. Дошло до самого Васина. Правда, и наш Лукич, очень не жалующий женщин за штурвалом, руку не слабо приложил. Васин рубанул сплеча: командира Ту-154 Вертипрахову, Заслуженного пилота СССР, орденоносца, чемпионку мира и т д. и т.п., – кинуть во вторые пилоты Ил-18! Навечно!

Суки. Когда им надо – то в нарушение всех летных законов рекорды им ставь…


И так и сгноили. Она стала добиваться, связи у нее есть, Гризодубова и другие знаменитые друзья. Но, видимо, настали другие времена: бесполезно. И тихо-тихо она ушла на пенсию, стала, говорят, попивать… и сгинула в безвестности.

Цитата публикуется по источнику:

https://proza.ru/avtor/vasershov

Три года Ираида Федоровна безуспешно пыталась добиться справедливости. И в конце концов уволилась из авиации и вернулась к маме в Красноуфимск, где умерла 28 августа 2006 года, не дожив трех месяцев до своего семидесятипятилетия.

Спасибо за внимание!

#история авиации #вертипрахова #ил-62 #ту-154 #василий ершов