ВОПРОС:
Здравствуйте! Крик отчаявшейся души породил вопрос: а почему так? Почему соседский десятимесячный спаниель, с которым никогда никто не занимался, идеально послушен на улице, прибегает по первому зову, игнорирует условные куриные голени на своём пути и дома, по словам хозяев, ведёт себя тише воды, ниже травы. А мой полуторагодовалый легковозбудимый кардиган, с которым я занимаюсь с 3 месяцев с поддержкой разных кинологов и которого стараюсь равномерно нагружать (и не перегружать), предпочитает не откликаться на зов во время игры с сородичами, от перевозбуждения подбирает весь пищевой мусор, хотя определённо точно знает команду «фу», а дома не преминет возможностью стащить что-то со стола и периодически склонен вместо своей игрушки погрызть балконный порог.
ОТВЕТ:
Понимаю ваше отчаянье и мысленно обнимаю. Сама в такой примерно ситуации, но только вот эти две собаки-антипода обе живут у меня. Одна — Лидуська — получилась идеальной собакой практически без усилий с моей стороны. Вторая — Борсук — адская сатана, хотя уже почти два года я ежедневно работаю над ее вменяемостью. Ответ на вопрос: «А почему так», — до обидного прост. Потому что нет на свете двух одинаковых собак. У каждой из них разный опыт, разный темперамент и разный тип нервной системы. В случае Лидуси и Борсука — еще и разный комплект физиологических багов. Первая здорова, а у второй диагностирована идиопатическая эпилепсия, которая, конечно же, влияет на ее психическое состояние и поведение.
У всех иногда рождается тот самый крик отчаявшейся души, вызванный эффектом, который у меня на дрессировочном курсе кто-то метко назвал «собака маминой подруги». Это когда ты бьешься над домашками, не пропускаешь ни одного занятия, а сосед «по парте» со второго раза запоминает неизвестные доселе команды и исполняет их, как боженька без видимых усилий со стороны хозяев.
Сравниваешь своего балбеса волосатого, который две секунды на месте не может посидеть, с «собакой маминой подруги», и сама себя коришь — мол, можно было бы получше постараться, у других же как-то получается. Собака маминой подруги уже в консерваторию поступила, а твоя до сих пор элементарный подзыв не выучила, да.
Кстати, на моем курсе дрессировки бывает и наоборот: придешь с бесноватым чертом, посмотришь на соседского и подумаешь: «А мой то еще ничего».
Способ бороться с отчаяньем из-за «собаки маминой подруги» только один. Он банален, придуман не мной и давно уже провозглашается всеми психологами в качестве поддержки отчаявшихся. Успехи своей собаки эффективно сравнивать только с успехами этой же самой собаки два дня, месяц или год назад. Все остальные сравнения нам ни о чем не говорят, не вызывают ничего, кроме тревоги, следовательно, абсолютно бесполезны. Мы не знаем исходные данные других объектов для сравнения. Вот, скажем, ваш соседский спаниель. Может, он уродился идеальной маминой ягодкой, а может, он трусоват, потому и бежит по первому зову, чтобы не потерять из виду мать даже на секундочку, потому не подбирает с земли, что на улице страшно и не до еды. Ну и дома старается не отсвечивать — как бы чего не вышло.
Это все утрированные предположения, но суть в том, что собаки маминых подруг живут у маминых подруг и только мамины подруги знают, что там на самом деле за собака, какие у нее были исходные преимущества перед вашей собакой и через что им пришлось пройти, чтобы добиться результата, который виден соседям. А вам — жить со своим псом и решать его проблемы. Возможно, совершенно иными способами, чем это делали хозяева других собак с похожими трудностями.
Например, возбудимость, свойственная вашему кардигану, бывает разная. Чаще всего с ней помогают занятия на самоконтроль, а в особых случаях требуется медикаментозная поддержка. Моя третья собака Туча, кстати, тоже легковозбудимая сучка. И это связано, как выяснилось, с ее головными болями неясного происхождения. Полностью эту возбудимость не убрать, но на схеме обезболивающих — гораздо легче.
Туче никогда не стать похожей на Лидуську, но у нее есть перед ней преимущества — молниеносная обучаемость, любовь к игрищам и скорость реакции. Уверена, что у вашего кардигана тоже найдется масса приятных качеств, которых нет у соседского спаниеля.
Навык подходить на зов, который ваш пес игнорирует в игре с другими собаками, дело вообще наживное. Этому способны научиться практически все собаки. Другое дело, что условному соседскому спаниелю хватит доброго слова и колбасьей попки, чтобы всякий раз подходить, а иному возбудимому кардигану — тренировки посложнее, а этапов обучения побольше. Это не значит, что первый пес хороший и правильный, а второй непослушный и некачественный. Это значит, что на их поведение влияет разная мотивация. Спаниелю могут быть неинтересны игры с сородичами в принципе. А кардиган любит тусоваться сильнее, чем получать награду из мамичкиных рук за подзыв.
Страсть к запрещенной еде тоже не показатель того, что ваш кардиган хуже соседского спаниеля. Моя собака Лидуська, описанная выше как идеальная, может стащить со стола куриную голень, если волнуется, а дома никого нет, кроме голени. Думаю, ваши кинологи объясняли вам принцип самоподкрепляющегося поведения.
Пока у собаки есть возможность себя награждать желанной куриной голенью — хоть с вашего стола, хоть с земли на улице — она будет это делать, и никакая команда «фу» не станет препятствием на пути их воссоединения. Желание пожрать в этом случае сильнее желания выполнить известную команду.
У спаниеля, возможно, нет охоты собирать курицу с земли, или он вообще не в курсе, что так можно, потому что никогда не пробовал. Тут трудно советовать что-то предметно, но лишить кардигана возможности себя подкреплять не помешает. Поэтому попробуйте намордник на прогулках и всегда убирать еду со стола дома. Так пес избавится от привычки, а вы сможете приступить к активной стадии обучения неподбору под руководством кинологов.
Но до того, как решать каждую из проблем кардигана по отдельности, вероятно, нужно поработать с его возбудимостью. Здесь я не смогу дать конкретных советов, потому что не знаю, что у вас происходит. Но способы возбудимость снизить точно есть. Не все они в сфере компетенции кинологов. Иногда таким псам не грех обратиться к специалисту по поведенческой медицине или к неврологу, чтобы подобрать препараты, которые помогут выровнять баланс нервной системы. Но чего точно делать не нужно — это думать, что вы «неправильная» хозяйка только потому, что «собака маминой подруги» добилась в жизни успеха, а ваша еще нет. Уверена, у вас с кардиганом в любом случае отличный прогресс в отношениях.
Задать вопрос в рубрику "Отборный ответ" можно на сайте, я выбираю лучший и каждую неделю отвечаю на него здесь.
Фото предоставила Елена Волкова, обработал Ренат Муртаев