Найти в Дзене
Ловец слов

Странности древнерусского сарафана

Оглавление

В комментариях к статье о названиях средневековой мужской одежды было пожелание рассказать и о женских нарядах. Логично начать эту тему с сарафана. Это же самая известная деталь древнерусского женского костюма. Сарафан — это, можно сказать, символ русской женщины.

Художник С. С. Соломко (1867-1928)
Художник С. С. Соломко (1867-1928)

Но, оказывается, с сарафаном всё не так просто, в эпоху русского Средневековья его даже чисто женской одеждой назвать было сложно.

Сарафан в стиле «унисекс»

Все исследователи быта русского общества XIV – XVII веков отмечают две интересные особенности моды того времени.

Во-первых, в разных письменных источниках названий женской одежды встречается намного меньше, чем мужской. Так в «Истории древнерусского костюма» Ю.В. Степанова указывает, что в летописях, грамотах, описях, списках приданого и т. д. Древней Руси встречается более 90 терминов, относящихся к костюму, из них 40 – название одежды. А к женской одежде относится всего 13 слов, и это вместе с украшениями и головными уборами, а собственно к верхней одежде — всего 5.

Дискриминация какая-то! Хотя, с другой стороны, в это время мужчины, особенно знатные, на публике были чаще, чем женщины. Жёны и дочери больше в теремах сидели или по хозяйству хлопотали.

Во-вторых, многие виды одежды были универсальные, то есть их носили и мужчины, и женщины. Возможно, фасоны были разные, но как сейчас об этом узнаешь? Общими были сорочки, рубахи, шубы, солопы. Носили и женщины, и мужчины кафтаны-опашни, ферязи, епанчи и т. д.

Художник Соломко С. С. (1867-1928)
Художник Соломко С. С. (1867-1928)

Вот сарафаны тоже были мужской одеждой. Причём до XVI века преимущественно мужской. В летописи за 1376 г. есть запись, что при нашествии татар, русские воеводы «оплошишася … и начаша ходити и ездити в охабнех и в сарафанех, а доспехи своя на телеги и в сумы скуташа». Охабень – это один из видов кафтана.

У женщин эта одежда стала входить в моду к XVII веку, а полностью прекрасный пол отобрал сарафан у мужчин в XVIII веке, когда уже в России распространилась европейская мода. Поэтому, если в письменном источнике времени Ивана Грозного мы читаем, что на пиру у царя боярин Федька Басманов плясал в парчовом сарафане, о нетрадиционной ориентации речь здесь не идёт. Хотя, по утверждениям современников, Федька был весьма смазлив, но плясал он в мужской одежде.

Русские бояре из книги шведского инженера, прибывшего в Россию в составе посольства в 1673 году.
Русские бояре из книги шведского инженера, прибывшего в Россию в составе посольства в 1673 году.

Как выглядел сарафан в XIV – XVII веках

Что люди Средневековой Руси понимали под словом «сарафан, сейчас никто толком не знает. А уж как он выглядел и тем более. И это вторая странность сарафана.

Описаний одежды сохранилось немало, так как у бояр и богатых купцов было принято делать подробные описи вещей, оставленных в наследство или переданных в качестве приданого. И сарафаны в этих описях упоминаются неоднократно. К сожалению, иллюстраций к таким описям не прилагалось, а на средневековых миниатюрах не всегда понятно, кто во что одет.

Описания сарафанов самые разные. П. И. Савваитов, которого я упоминала в предыдущей статье о «модных» словах, пишет, что сарафаны были длинные и распашные с пуговицами, чаще всего богато украшенные и из дорогих тканей. Больше ничего об этой одежде сказать нельзя.

Кроме слова «сарафан», встречается ещё название «сарафанец». Но то ли это просто вариант одного и того же названия, то ли какой-то особый фасон — непонятно.

Вот предложенная Савваитовым выдержка из описи дворцового имущества, и среди нарядов царя Михаила Фёдоровича видим: «сарафан объярь червчета, без подкладки, с комнатною обнизью; сарафан дороги яринной цвет, с вишнёвою обнизью; сарафан объяринной; сарафанец зелен; сарафанец тафта червчата; сарафанец тёплой, тафта лазорева».

Тёплый сарафан — это как?

Фасоны русской одежды XIV-XVI веков.
Фасоны русской одежды XIV-XVI веков.

Наряду с безрукавными, упоминаются сарафаны с рукавами, более того, нередко сарафан используют как синоним шубы, и есть описание сарафана, отделанного мехом.

Поэтому на иллюстрациях к этой статье есть разные фасоны мужской одежды, но есть ли среди них сарафан достоверно неизвестно. А женский сарафан с лямками, широкий, прямой или расклешённый, вошёл в моду тогда, когда знать сарафаны носить уже перестала. И преемственность здесь есть, видимо, только в названии. Вот, возможно, этимология названия прольёт свет на внешний вид одежды?

Происхождение слова «сарафан»

Кажется, что может быть более русского, чем сарафан? А ведь и это слово заимствованное. Как многие виды древнерусской одежды богатых людей сарафан пришёл на Русь с Востока.

Происходит слово «сарафан» от персидского serapa или иранского «serāpā». И то и другое означает «длинная мужская торжественная одежда». То есть одежда для торжественных случаев и даже церемониальная. В том же значении это слово попало сначала к тюркским народам как särара, а уж от них и в древнерусский язык.

Художник О. А. Бороздин
Художник О. А. Бороздин

Вот вам и третья странность сарафана — русская национальная женская одежда оказалась мужским персидским кафтаном для торжественных выходов.

Я ненадолго прощаюсь с вами, но канал «Ловец слов» всегда ждёт своих читателей и подписчиков. Слово сильней стрел и мечей.