Найти тему
Июньский кот

Мир искусства: аукционы и дилеры

Продолжаем разбираться, как работает рынок современного искусства. Сегодня статья о том, как работают аукционы на этом рынке. Предыдущая статья о теме аукционов - здесь.

На рынке произведений современного искусства между дилерами-одиночками и аукционными домами существует конкурентная борьба. Но также между ними есть и сотрудничество. Например, 1/3 контрактов приходит к аукционным домам от дилеров, и наоборот, дилеры через аукционные дома могут избавиться от излишков и ошибочных покупок. Дилер может купить на аукционе первоклассную картину для придания большего лоска ряду картин, для которых он ищет покупателей.

Дилер может перехватить продавца картины, предложив ему более высокую продажную цену, чем предложил дом, но тогда у него будут проблемы, если он не сможет продать картину по обещанной цене, и продавец вернется к дому, надолго или навсегда.

Некоторую часть сделок в отделе частных продаж инициируют сами дилеры, чтобы получить очень важную информацию о списке клиентов. В этом случае, дилер сможет предложить им покупки, а дом получит комиссионные. Еще одной ситуацией, когда дилер отправляет клиента к дому, является ситуация, когда клиенту нужно продать сразу большое количество картин, например, одного художника. Для дилера это неудобно, так как тогда могут пострадать другие его контракты в сторону снижения цены, а вот дом сможет все распродать быстро и тихо.

Если вернуться к конкуренции между дилерами и домами, то ее начало приходится на 1970-е годы. Дилеры жалуются, что дома разрушают экосистему, давя дилеров, словно слоны муравьев, за счет того, что дома превратились в гигантские торговые империи. Дома начали активно практиковать продажи работ начинающих художников, и неожиданно это оказалось весьма прибыльным, что стало подрывать сложившуюся систему дилерских продаж. Дополнительно дома оказывают давление на дилеров тем, что могут проводить куплю-продажу картин частным образом за комиссионные, то есть сами выступают в качестве дилеров. Это очень выгодно, так как не тратятся деньги на организацию аукционов, кроме того, дом может быстро предложить услуги своих консультантов, кредит, финансовые гарантии, что для дилера будет более затруднительно. Также, эти сделки конфиденциальны, если покупатель откажется от покупки картины, она не будет считаться засвеченной.

Еще одна область, где дома конкурируют с дилерами – это первичный рынок, то есть продажа картин, взятых непосредственно от художника. При этом дом может продать картину по более высокой цене, чем дилер, то есть сам исполнить функцию дилера, только более выгодно.

Еще одна угроза дилерам – закрытые аукционы для особо дорогих картин. Приглашенные покупатели получают возможность осмотреть картины и узнать минимальную цену, взамен предлагают свою цену. Дилеры говорят, что такие аукционы не справедливы, так как победитель аукциона не знает, какая была следующая цена, и заплатит лишнее, но сами же дилеры именно так и работают.

Многие дилеры, жалуясь на блеск аукционных домов, могут рассказать историю о том, что клиент купил на аукционе картину, которую мог бы купить у дилера намного дешевле. Например, в 2006 году на аукционе Сотби была продана розовая хрюшка Джеффа Кунса («Упражнение в банальности») за 4 млн долларов, при том, что недалеко в галерее можно было купить такую же хрюшку (серия состояла из четырех фигурок) за 2,25 млн долларов.

Продолжение следует.

На этом спасибо за внимание!