Найти тему
ГОРОД МОТОРОВ

Нашёл в Кремле редчайшую раннюю «Катюшу» на базе ЗиС-6. Она в отличном состоянии

Про различные варианты боевой машины реактивной артиллерии «Катюша» я уже рассказывал несколько раз.

В нижегородском парке победы есть БМ-13НН на шасси ЗиС-151:

В секретном месте в Павлово-на-Оке я сфотографировал более современный БМ-13НМ на шасси ЗиЛ-157:

А сегодня речь пойдёт про гораздо более редкий ранний вариант БМ-13-16, построенный на шасси грузовика ЗиС-6.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Системы залпового реактивного огня с длинными направляющими стали известны под общим названием «Катюша», а немцы прозвали их «органом Сталина» (с удалением на букву «а») за характерный звук, издаваемый при стрельбе.

Первые опытные механизированные «авторакетные» установки на шасси ЗиС-6 появились еще в конце 1930-х годов.

Тогда в НИИ-3 собрали установку МУ-1 (расшифровывалось как «механизированная установка»).

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

В августе 1939 года сделали модернизированный вариант МУ-2 с характерной скошенной задней частью кабины. Именно он впоследствии превратился в серийный БМ-13-16.

К осени 1940 года в НИИ-3 собрали шесть таких установок, испытания которых продолжались до середины 1941-го. В то время они не имели точного обозначения и назывались «объект 233».

Название БМ-13-16 закрепилось лишь в мае 1941 года. Вот что обозначали цифры в индексе: 13 — округленный калибр в сантиметрах, 16 — количество снарядов.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Серийное производство БМ-13-16 началось в июне 1941 года. В том же месяце изготовили две установки в Воронеже, на заводе имени Коминтерна, и еще шесть штук на НИИ-3.

Одну установку отправили на испытания в Севастополь, а из семи других сформировали первую экспериментальную батарею в Московском военном округе.

В сентябре 1941 года к выпуску «Катюш» присоединяется ленинградский «Завод им. Карла Маркса».

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

К концу 1941 года успели изготовить около 600 установок БМ-13, большая часть из которых была уничтожена в ходе сражений или захвачена противником.

Кроме указанных заводов, в годы ВОВ, БМ-13 производился ещё в

  • Челябинске («Челябкомпрессор», завод им. Колющенко)
  • Свердловске (Уральский компрессорный завод, «Уралэлектроаппарат»)
  • Кирове (завод им. Куйбышева эвакуированный из Коломны)
  • Пензе (механический завод)
  • Горьком (завод фрезерных станков)
  • Харькове (завод им. Шевченко)
  • Москве (завод «Красная Пресня»).
Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

С конструктивной точки зрения БМ-13-16 представляли собой улучшенный вариант довоенного БМ-13.

Они сохранили кабину со скошенной задней частью, два задних откидных винтовых домкрата и пульт управления на передней стенке.

Для защиты от воздействия выхлопных газов выпущенных ракет на лобовое и боковые окна перед стрельбой устанавливались бронелисты, которые в транспортном положении находились на крыше кабины.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Сама пусковая установка имела предельно простую конструкцию. Она состояла из рельсовых направляющих и системы их наведения.

Наводка осуществлялась вручную при помощи поворотного и подъёмного механизмов, а также артиллерийского прицела.

Реактивные снаряды имели цилиндрический корпус, разделённый на три отсека — отсек боевой части, двигательный отсек (камера сгорания с топливом) и реактивное сопло.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Сам снаряд назывался М-13 и весил чуть больше 42 килограммов. Он был наиболее массовым реактивным снарядом, применявшийся сухопутными войсками Советской Армии в период Великой Отечественной войны.

Внутри цилиндра с оперением находилась твёрдая нитроцеллюлоза.

Продолжительность залпа у БМ-13, в состав которого входило 16 снарядов, составляла 7-10 секунд. Время заряжания — 5-10 минут.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Запуск производился при помощи рукояточной электрокатушки. Её очень плохо, но можно разглядеть на фотографии ниже.

Вот как всё это работало:

«При повороте рукоятки по очереди замыкались контакты и в очередном из снарядов срабатывал пусковой пиропатрон. Крайне редко при большом количестве направляющих на установке применялись две катушки одновременно».
Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Экипаж состоял из командира орудия, наводчика, водителя и 2-4 заряжающих.

Что касается ЗиС-6, на базе которого была построена БМ-13-16, то это был трёхосный 4-тонный грузовик с колёсной формулой 6х4.

Он был максимально унифицирован с двухосным ЗиС-5 и считался вторым по массовости трёхосным автомобилем в Красной армии после ГАЗ-ААА.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

ЗиС-6 выпускали с 1933 по 1941 годы, а его прототипом стал трёхосный АМО-3-НАТИ, созданный на базе двухосного грузовика АМО-3.

Именно поэтому первый трёхосный грузовик сначала назывался АМО-6, но пошёл в серию под обозначением ЗиС-6.

ЗиС-6 оснащался 5,6-литровым бензиновым мотором мощностью 73 лошадиных силы.

Он сочетался с 4-ступенчатой механической коробкой передач и дополнительной двухступенчатой коробкой.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Первое применение новинки произошло 14 июля 1941 года: батарея установок под командованием капитана Флёрова нанесла удар по скоплению вражеских войск на станции Орша.

С тех пор «Катюши» активно применялись во многих боевых действиях в ходе Второй мировой войны.

В настоящее время практически не сохранилось ранних БМ-13-16 на шасси ЗиС-6.

Увидеть их можно в уличной экспозиции нижегородского кремля (эти фотографии именно оттуда), в питерском музее артиллерии и еще в нескольких местах.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов