Про различные варианты боевой машины реактивной артиллерии «Катюша» я уже рассказывал несколько раз.
В нижегородском парке победы есть БМ-13НН на шасси ЗиС-151:
В секретном месте в Павлово-на-Оке я сфотографировал более современный БМ-13НМ на шасси ЗиЛ-157:
А сегодня речь пойдёт про гораздо более редкий ранний вариант БМ-13-16, построенный на шасси грузовика ЗиС-6.
Системы залпового реактивного огня с длинными направляющими стали известны под общим названием «Катюша», а немцы прозвали их «органом Сталина» (с удалением на букву «а») за характерный звук, издаваемый при стрельбе.
Первые опытные механизированные «авторакетные» установки на шасси ЗиС-6 появились еще в конце 1930-х годов.
Тогда в НИИ-3 собрали установку МУ-1 (расшифровывалось как «механизированная установка»).
В августе 1939 года сделали модернизированный вариант МУ-2 с характерной скошенной задней частью кабины. Именно он впоследствии превратился в серийный БМ-13-16.
К осени 1940 года в НИИ-3 собрали шесть таких установок, испытания которых продолжались до середины 1941-го. В то время они не имели точного обозначения и назывались «объект 233».
Название БМ-13-16 закрепилось лишь в мае 1941 года. Вот что обозначали цифры в индексе: 13 — округленный калибр в сантиметрах, 16 — количество снарядов.
Серийное производство БМ-13-16 началось в июне 1941 года. В том же месяце изготовили две установки в Воронеже, на заводе имени Коминтерна, и еще шесть штук на НИИ-3.
Одну установку отправили на испытания в Севастополь, а из семи других сформировали первую экспериментальную батарею в Московском военном округе.
В сентябре 1941 года к выпуску «Катюш» присоединяется ленинградский «Завод им. Карла Маркса».
К концу 1941 года успели изготовить около 600 установок БМ-13, большая часть из которых была уничтожена в ходе сражений или захвачена противником.
Кроме указанных заводов, в годы ВОВ, БМ-13 производился ещё в
- Челябинске («Челябкомпрессор», завод им. Колющенко)
- Свердловске (Уральский компрессорный завод, «Уралэлектроаппарат»)
- Кирове (завод им. Куйбышева эвакуированный из Коломны)
- Пензе (механический завод)
- Горьком (завод фрезерных станков)
- Харькове (завод им. Шевченко)
- Москве (завод «Красная Пресня»).
С конструктивной точки зрения БМ-13-16 представляли собой улучшенный вариант довоенного БМ-13.
Они сохранили кабину со скошенной задней частью, два задних откидных винтовых домкрата и пульт управления на передней стенке.
Для защиты от воздействия выхлопных газов выпущенных ракет на лобовое и боковые окна перед стрельбой устанавливались бронелисты, которые в транспортном положении находились на крыше кабины.
Сама пусковая установка имела предельно простую конструкцию. Она состояла из рельсовых направляющих и системы их наведения.
Наводка осуществлялась вручную при помощи поворотного и подъёмного механизмов, а также артиллерийского прицела.
Реактивные снаряды имели цилиндрический корпус, разделённый на три отсека — отсек боевой части, двигательный отсек (камера сгорания с топливом) и реактивное сопло.
Сам снаряд назывался М-13 и весил чуть больше 42 килограммов. Он был наиболее массовым реактивным снарядом, применявшийся сухопутными войсками Советской Армии в период Великой Отечественной войны.
Внутри цилиндра с оперением находилась твёрдая нитроцеллюлоза.
Продолжительность залпа у БМ-13, в состав которого входило 16 снарядов, составляла 7-10 секунд. Время заряжания — 5-10 минут.
Запуск производился при помощи рукояточной электрокатушки. Её очень плохо, но можно разглядеть на фотографии ниже.
Вот как всё это работало:
«При повороте рукоятки по очереди замыкались контакты и в очередном из снарядов срабатывал пусковой пиропатрон. Крайне редко при большом количестве направляющих на установке применялись две катушки одновременно».
Экипаж состоял из командира орудия, наводчика, водителя и 2-4 заряжающих.
Что касается ЗиС-6, на базе которого была построена БМ-13-16, то это был трёхосный 4-тонный грузовик с колёсной формулой 6х4.
Он был максимально унифицирован с двухосным ЗиС-5 и считался вторым по массовости трёхосным автомобилем в Красной армии после ГАЗ-ААА.
ЗиС-6 выпускали с 1933 по 1941 годы, а его прототипом стал трёхосный АМО-3-НАТИ, созданный на базе двухосного грузовика АМО-3.
Именно поэтому первый трёхосный грузовик сначала назывался АМО-6, но пошёл в серию под обозначением ЗиС-6.
ЗиС-6 оснащался 5,6-литровым бензиновым мотором мощностью 73 лошадиных силы.
Он сочетался с 4-ступенчатой механической коробкой передач и дополнительной двухступенчатой коробкой.
Первое применение новинки произошло 14 июля 1941 года: батарея установок под командованием капитана Флёрова нанесла удар по скоплению вражеских войск на станции Орша.
С тех пор «Катюши» активно применялись во многих боевых действиях в ходе Второй мировой войны.
В настоящее время практически не сохранилось ранних БМ-13-16 на шасси ЗиС-6.
Увидеть их можно в уличной экспозиции нижегородского кремля (эти фотографии именно оттуда), в питерском музее артиллерии и еще в нескольких местах.