Найти тему

Старообрядцы и модерн

Не про Питер, но тема на мой взгляд интересная…

#комуинтересно #прогулкипогороду

Старообрядцы и модерн

Как бы это странно сейчас не прозвучало, но факт остаётся фактом. Во многом только благодаря вниманию, покровительству и конечно масштабным заказам богатейших семейств старообрядческой общины Первопрестольной Лев Кекушев и Фёдор Шехтель стали настоящими звёздами первой величины отечественного архитектурного модерна. 

Вообще представления о состоятельных старообрядческих семействах, как о «темном царстве» и центрах «религиозного мракобесия» отнюдь не соответствовали действительности. Эти неординарные люди умели четко разделять дела веры, бизнеса и «культурных пристрастий». Именно благодаря этим семействам, особенно в конце позапрошлого и начале прошлого веков, создавались удивительные коллекции предметов искусства и старины, получали поддержку русский театр и многие литераторы. Они внимательно следили за «культурными модами» и чутко на них реагировали. Впрочем «связи» тоже играли тут важную роль…

Особняк в Подсосенском переулке - яркий пример уважения старообрядческих семейных традиций, следования новым модам, знакомств, рекомендаций и родственных связей. Внешне он к модерну отношения не имеет. Но только внешне…

Внушительный участок между рекой Яузой и Подсосенским переулком ещё в 1839-м приобрел один из представителей многочисленного и богатейшего старообрядческого семейства - Елисей Саввич Морозов. Его сын и наследник - Викула Елисеевич - решил перестроить основное здание семейного особняка. Работы в стилистике модной в ту пору эклектики были заказаны ещё мало известным тогда братьям Дмитрию и Михаилу Чичаговым и завершены в 1879-м.

-2
-3

Следующим владельцем этого особняка стал один из одиннадцати (!) наследников Викулы Еслисеевича - Алексей Викулович.

Алексей Викулович Морозов конечно серьезно относился к семейному бизнесу, но главной его страстью было коллекционирование. Фарфор, серебро, портретные гравюры, иконы… Все это постепенно вытеснило бизнес из круга его постоянных интересов. После вступления во владение особняком в Прдсосенском в 1895-м он решает перестроить его под собственные и более современные вкусы. При этом явно с уважением относиться к ранее созданному родителем…

Для перестройки интерьеров первого этажа (второй заботливо сохранял созданное Чичаговыми) был приглашён, приводивший тогда в восторг другого представителя огромного клана Морозовых - знаменитого Савву Тимофеевича, Фёдор Осипович Шехтель. И именно он создал замечательную интерьерную «ретроспективу» этого особняка - от Египта до «авторской» готики, перекликавшейся со знаменитым «готическим» особняком Морозовых на Спиридоновке. Есть тут и модерн, и неорусские вариации, и даже рококо для «коллекционной» угловой комнаты. Хотя причиной приглашения Шехтеля были не только рекомендации родственника. Фёдор Осипович был «стажёром» у Дмитрия Николаевича Чичагова и, думается, прекрасно знал здание, с которым ему предстояло работать… Для создания «мефистофелевских панно» в кабинете особняка Шехтель привлёк своего приятеля - Михаила Александровича Врубеля, а вот «работы по дереву» выполняли уже родственники заказчика. В соотвествии с эскизами Шехтеля все деревянные детали кабинета и библиотеки владельца были выполнены «мебельным предприятием» Павла Александровича Шмидта - мужа родной сестры Алексея Викуловича - Веры Викуловны. К слову, именно Павел Александрович был отцом известного революционера Николая Шмидта, похороны которого начинались именно в этом особняке, но это конечно совсем другая тема для рассказа…

-4
-5
-6
-7
-8
-9
-10

В 1900-м Алексей Викулович окончательно вышел из семейного бизнеса и посвятил себя «страсти всей жизни». И отстаивал ее в стенах собственного особняка до самого конца. После революции и «анархистского захвата» в 1918-м он добился создания в собственном особняке музея, занимая для жительства пару комнат и являясь одновременно смотрителем и экскурсоводом. Только в 1932-м музейная судьба этого замечательного дома окончательно закончилась. А в 1934-м 77-летний Алексей Викулович, уже будучи выселен из собственного дома, подхватил пневмонию и скончался… «Жизнь коротка. Искусство вечно». Короткая цитата Ницше которую можно пока ещё обнаружить в интерьере его кабинета…

-11

Такая вот история. О старообрядцах, модерне и странных зигзагах судеб…

По традиции - интерьерных фото многовато. Хотя и явно «не все». Но думаю стилистическая разница «до и после модерна» видна достаточно.

Больше подробностей только в ФБ. Увы🤷‍♂️