Найти тему

Почему грачи улетели с картины Саврасова

Хрестоматийный пейзаж Саврасова можно обнаружить одновременно в нескольких российских музеях. И все эти экспонаты - подлинники, каждый из которых рассказывает отдельную историю. Сюжет - один, а истории - совсем разные.

В 1871 году Саврасов представил на выставке Общества передвижников (в число основателей которого входил сам) свою картину "Грачи прилетели". Сейчас её можно увидеть в экспозиции Третьяковской галереи.

А, Саврасов. Грачи прилетели (1871). Государственная Третьяковская галерея.
А, Саврасов. Грачи прилетели (1871). Государственная Третьяковская галерея.

Замысел картины возник у художника во время его поездки в Ярославль, там же он и сделал первый этюд. А подходящую натуру нашел в деревне Молвитино (сейчас - Сусанино). Церковь Воскресения Христова, ставшая доминантой композиции, стоит по сей день.

Церковь Воскресения Христова в дер. Сусанино (в 1871 году - Молвитино). Современный вид.
Церковь Воскресения Христова в дер. Сусанино (в 1871 году - Молвитино). Современный вид.

Храм на картине Саврасова имеет вид удручающий, что уж тут скрывать. Покосившаяся крыша дома, грязный талый снег, темные поля вдали усиливают ощущение безысходности и тревоги. Собственно, это именно те чувства, которые испытывал художник и очень точно их изобразил.

За год до этого, в 1870 году Саврасова скандально уволили из Училища живописи, которому он отдал 10 лет жизни. Формальная причина - малое количество учеников у художника. Вместе с потерей работы семья Саврасова лишилась и казенной квартиры. Художник с женой и детьми отправился на Волгу, потому что для съема жилья в Москве у них просто не было денег.

Софья Карловна Саврасова (урожд. Герц), жена художника.
Софья Карловна Саврасова (урожд. Герц), жена художника.

Скитания по городам и весям, поиск жилья и работы, попытки обустроить скромный быт - жизнь семьи в тот год напоминала тех самых грачей на кривых березах. Суетно, ненадежно, мрачно. В тот трудный период в семье родилась еще одна дочь, но она умерла, не прожив и месяца. Так что минорная тональность "Грачей" вполне понятна.

Саврасов учил, что рисовать надо так, "чтобы жаворонков не видно было на картине, а пение жаворонков было слышно". И своему совету следовал - мы как будто слышим перекличку грачей. В отличии от радостных трелей жаворонка, такое "звучание" картины не делает ее тональность оптимистичной и вдохновляющей.

Однако, успех у "Грачей", представленных на выставке в 1871 году, был колоссальный. Саврасов стал получать заказы на повторение картины. Многие хотели получить ее для своих гостиных, и художник один за другим выполнял многочисленных повторы. Некоторые из них находятся в частных коллекциях и региональных музеях.

А, Саврасов. "Грачи прилетели" (1872). Частная коллекция.
А, Саврасов. "Грачи прилетели" (1872). Частная коллекция.

Благодаря этому материальное положение семьи художника должно было улучшиться. Но этого не случилось, потому что Саврасов, человек непрактичный и мягкосердечный, получив возможность передышки после всех тягот, вдруг стал злоупотреблять алкоголем.

В Нижегородском художественном музее хранится, пожалуй, самый мрачный из сохранившихся вариантов "Грачей". Он датируется 1879 годом. Птицы ведут себя беспокойно, многие летят - и непонятно, в каком направлении, отдаляются они от зрителя или приближаются. С переднего плана картины исчезли следы на влажном рыхлом снегу.

А. Саврасов "Грачи прилетели" (1879). Нижегородский художественный музей.
А. Саврасов "Грачи прилетели" (1879). Нижегородский художественный музей.

И этот вариант - рассказ о событиях в жизни художника. В 1876 году от него ушла жена, забрав с собой детей. Между успехом 1871 года и годом написания нижегородской копии картины - время потерь, беспробудного пьянства и постоянной нужды. Позже в своих мемуарах дочь Саврасова, Вера, писала, что они (дети) стыдились своей бедности и поступков отца.

В экспозиции Государственного Русского музея есть картина Саврасова "Ранняя весна". У неё нет точной датировки, время ее написания - ориентировочно 1880-1890е гг. Многие посетители музея ошибочно принимают её за хрестоматийную "Грачи прилетели", но очень удивляются. Уж очень она непохожа на знакомую со школьных лет картину.

Этот вариант определенно тише первоначальной версии: грачей на ней меньше, и ведут они себя спокойнее. Многие птицы уже сидят в своих гнездах, а не беспокойно мечутся, как на оригинале 1871 года. Черные крыши домов смещены с центра картины к левому краю, зато кроме колокольни хорошо прорисована и нарядная центральная часть храма. И справа видны вполне оптимистичные нарядные домики.

А. Саврасов. Ранняя весна (ок. 1880-1890). Государственный Русский музей.
А. Саврасов. Ранняя весна (ок. 1880-1890). Государственный Русский музей.

В этой "Ранней весне" художник продолжает рассказывать зрителю о событиях своей жизни. Отсутствие точной датировки не позволяет сказать, кто из женщин вселил в Саврасова такой оптимизм. Некоторое время он жил с Верой Киндяковой, в доме которой активно работал, несмотря на прогрессирующую болезнь глаз. Примерно с 1893 года и до конца жизни Саврасов нашел семейное счастье с Екатериной Моргуновой. У пары родились дети - Алексей (тоже ставший художником) и Надежда.

Екатерина Моргунова, вторая жена Саврасова.
Екатерина Моргунова, вторая жена Саврасова.

Несмотря на скандал из-за "малого количества учеников", Саврасов как педагог, заслуживает уважения. Он помог раскрыться талантам Исаака Левитана, Константина Коровина, Михаила Нестерова.

Не будь того скандального увольнения из Училища и вынужденного вояжа по Волге - не появилась бы картина "Грачи прилетели". А авторские копии, как оказалось, рассказывают нам о событиях в судьбе художника не хуже рукописных мемуаров.

#саврасов #третьяковская галерея #вдохновляющая история #русский музей #русские художники