Часть 11. Отель в Дженне немного напоминает риады, в которох мы жили в Марокко и в Иране – тот же внутренний квадратный дворик, только без пышной зелени, диванов и фонтанчиков. На первом этаже располагаются номера с кондиционерами за 2500 руб., а на втором - с вентиляторами за 1500.
Так как кроме нас туристов нет, мы решили осмотреть весь номерной фонд и заглянуть в каждую комнату. Однако выбор оказался почти без выбора: окон наружу нет – вид не оценишь, а всё остальное типичное – душ, туалет, кровати, стол, стул.
Мы берём номер с кондиционером, а Тимофей как всегда экономит. Ирина промежду прочим говорит, что раньше за ним такой прижимистости не водилось. Они даже брали машину напрокат и путешествовали по Америке, но теперь “Тима играет на понижение” и постепенно превращается в закоренелого дауншифтера, потому утром наши сотоварищи выглядят как два выжатых лимона – ночёвка в парилке дала о себе знать.
Экскурсия по городу нравится! Наш экскурсовод Амаду ведёт нас через двор своей матери, живущей рядом с мечетью, на крышу и оттуда показывает Дженне. Красота!!! Настоящий песочный город! Как игрушечный! Помню, детьми мы пытались строить песочные замки на речке, но у нас не получалось их сохранить, а у этого сказочного города позади столетия!
Смотреть на Дженне с высоты птичьего полёта чудесно, а вот ходить по улицам малоприятное занятие. Тимофей, бывавший в Индии, грустно шутит, что видел много грязи, но оказывается ещё не всю! Притом свалки мусора и канализация со свойственным ей запахом, текущая поверху – это ещё не самое удручающее. Здесь тебя постоянно окружают худенькие детишки с пустыми мисками, которые просят милостыню.
Гид объясняет, что дети побираются, потому что родители их отправили из деревень в город учиться, но денег на пропитание не дали. Раз в день их бесплатно кормят в мечети, а в остальное время они должны находить еду сами. Но что можно найти на сто раз перехоженном острове?! (Такая же беда в соседнем Сенегале. ссылка).
Толпы ребятишек бегут за нами и просят кади (подарок) или бон-бон (конфеты), экскурсовод их периодически отгоняет. Конечно, мы привезли с собой гостинцы – печенье, конфеты, брелоки, значки, но тут Африка! Миллионы голодных детей! Вчера я раздавала в одной деревне печенье, оно досталось 6-7 черноглазым чертенятам, а следом прибежали ещё 15!
Эти просящие взгляды вызывают у меня острое чувство безысходности: мы выбрасываем немодные вещи, а у них трусишки на верёвочке, у нас предлагают свои услуги тренеры по питанию, обещающие организовать диету, а у этих детей нет в достатке даже обычной еды!
Некоторые детишки едят что-то белое из кулька, похожее на сметану из целлофанового пакета. Оказывается - это варёный рис. Сразу вспомнилось, как раньше соседские девчонки выносили хлеб с маслом, посыпанный сахаром, и мы просили “укусить”, а здесь другие “деликатесы”!
У Ирины тоже сжимается сердце от этой картины, до того больно глядеть на этих детей. У них нет ни одежды, ни игрушек, ни тетрадей, ни карандашей… (вместо игрушек они катают прохудившуюся камеру и стреляют из картонного автомата, вырезанного из коробки).
Возле мусульманской школы, прямо на земле, сидят ребятишки постарше (экскурсовод объясняет, что из-за жары занятия проводятся на улице). В городе 42 школы, в каждом классе 100-200 учеников, мальчики и девочки обучаются отдельно, они учатся читать суры из Корана. На десяток учеников – одна небольшая дощечка, где ребята по очереди выводят арабскую вязь. Чашка разведенной глины и палочка заменяют перо и чернила.
П.С.: Закончу эту часть репортажа видеороликом с выступлением известного африканского исполнителя и автора песен Салифа Кейта.
Салиф Кейта является прямым потомком основателя Малийской империи Сундиаты Кейты. Он был третьим из тринадцати детей землевладельца Сины Кейта и вырос в Джолибе (Мали). Его судьба сложилась бы иначе, если бы он не родился "белым". В детстве и юности он подвергался дискриминации, потому что в культуре мандинка до сих пор считается признаком надвигающегося несчастья, когда рождается человек с альбинизмом.
Сейчас дочь музыканта Нантенин Кейта (1984 г.р.) занимается легкой атлетикой, она французско-малийская спортсменка, многократная обладательница золотых, серебряных и бронзовых медалей, участвовавшая в параолимпийских играх от Франции. Она, как и ее отец, родилась с альбинизмом и слабовидящей.
Смотрите видео: Сезария Эвора (Кабо-Верде) и Салиф Кейта (Мали).
Альбинизм – это врожденное отсутствие пигмента меланина в коже, глазах и волосах, который защищает от ультрафиолетовых лучей солнца. У альбиносов много проблем со здоровьем и они подвергаются социальной дискриминации в Африке из-за своего цвета кожи.
Продолжение, часть 12.: Едем в страну, контактирующую с инопланетянами ссылка
Предыдущая часть 10.: Почему африканцы счастливее россиян ссылка
Если пропустили, рассказ о нашей поездке на Кабо-Верде. ссылка
Подписывайтесь на мои каналы: Ксюша бьёт баклуши и Оксана Задумина