На днях прочитала «Эстетический интеллект», выписала цитаты из неё, чтобы вы могли решить читать книгу или нет.
Книга будет полезна, не только если вы занимаетесь дизайном, брендингом, строите свой бизнес, но и хотите развивать насмотренность и вкус.
Что такое эстетический интеллект?
Термин эстетика, как правило, используется применительно к внешнему виду объектов. В бизнесе он может означать дизайн продукта или упаковки, имидж бренда или корпоративный образ. Однако слово это оказывается гораздо более ёмким, если осознать его полное значение, включающее в себя не только визуальную элегантность.
Эстетика — это удовольствие, которые мы получаем от восприятия объекта или от его воздействия на наши органы чувств.
Эстетический интеллект — это наша способность понимать, интерпретировать и выражать чувства, возникающие в связи с объектом или переживанием.
Бизнес, основанный на эстетических принципах, стремится задействовать все пять органов чувств и для этого создаёт продукты или услуги, которые приятно покупать и использовать.
Ценится не просто полезность, а чувственное удовольствие: визуальное, вкусовое, обонятельное, слуховое и соматосенсорное.
Например, салоны Apple устроены таким образом, что покупатели могут поддержать товар, ощуитить текстуру поверхности, послушать и оценить качество звука, испытать удовольствие от контакта с продуктом ещё до покупки. Такая презентация товаров рассказывает целую историю и по максимуму задействует наши органы чувств. Так торговые марки начинают казаться более привлекательными, обретают в наших глазах особую прелесть.
Коды бренда
Великий бизнес складывается из 1000 компонентов, великие бренды создаются из нескольких кодовых элементов.
Коды — это ясные и узнаваемые отличительные черты, или маркеры, бренда, который заключает в себе его философию и эстетические принципы.
Коды бренда можно увидеть, почувствовать, услышать, даже ощутить в пространстве. Они могут быть частью продукта или тесно с ним ассоциироваться. Например, яркий слоган Nike, мелодия в рекламе Coca-Cola, знаменитый рингтон Nokia. Сильные визуальные коды появляются, когда бренды используют и присваивают им определённые цвета. Кодами могут быть символы или даже текстуры материала, сюда же относится узнаваемые формы товаров.
Как правило, чем богаче история торговой марки, тем сильнее и устойчивее ее коды.
Как развивать эстетический интеллект
Чувство стиля и прекрасного у нас не врождённые — их нужно развивать и совершенствовать.
Полин рассказывает как через еду, личный стиль и пространство, в котором живёт человек, можно сформировать свой вкус.
Еда
Принятие пищи способствует либо развитию, либо деградации вкуса. Поняв, как организован этот процесс, мы получаем шанс разобраться, как образуется, развивается и совершенствуется вкус в широком смысле слова.
Упражнение на развите эстетических способностей: умение видеть и замечать.
Написать обзор ресторана и впечатлений от обеда или ужина таким образом, чтобы читатель, который никогда там не бывал, мог хорошо представить себе это место. Сосредоточиться на наиболее выразительных элементах и писать как можно более конкретно.
Чем больше вы погружаетесь в переживание и осмысление сенсорного опыта, тем лучше начинаете понимать, какие элементы делают процесс принятия пищи приятным или не очень.
Личный стиль
Хороший вкус формируется постепенно и проявляется через четыре основных элемента: ясность, последовательность, творческий подход, уверенность.
Можно ли по вашему внешнему виду понять, что вы за человек и каковы ваши ценности? Как в облике проявляется внутреннее я?
Творческий подход проявляется именно через личные, уникальные коды. Насколько они узнаваемы?
Формируйте собственный стиль, исходя из того, в чем вам комфортно. Для этого можно поразмышлять над следующими вопросами: какие люди в наибольшей степени повлияли на вас в течение жизни, кто определил ваши идеалы и стандарты, когда и где взрослели?
Внешний вид — всегда следствие принятых нами решений, хотя результат может казаться простым или даже безвкусным. Чтобы выделяться, не обязательно носить дорогую одежду или вещи известных брендов — важнее выбирать каждый предмет осмысленно, чтобы ваш внешний вид был именно вашим и было ясно, что вы обладаете тонким эстетическим вкусом.
В контексте личного стиля и моды насмотренность проявляется в способности обращать внимание на то, как вы чувствуйте себя в одежде разных направлений, цветов, из непохожих тканей, отличающихся силуэтов. Чем сильнее вы настроены на восприятие окружающей среды и связанные с ней ощущения и чувства, тем активнее развивается ваш эстетический интеллект.
Настройка на личный стиль и моду часто начинается с качественного понимания собственного тела. Как, по вашему мнению, должна на вас выглядеть одежда? Из этого следует предпочтительные для вас формы, силуэты, а также цвета и рисунки. Как бы вы хотели ощущать вещи?
Искусство кураторства
В ходе кураторской работы с собственным бизнесом мы не только отказываемся от всего что не приносит результата, но и стараемся сохранить то, что по-прежнему эффективно, причём так, чтобы с этими аспектом было приятно работать.
Как сделать выбор потребителя приятнее, эффективнее и легче?
Первый шаг — избавиться от лишнего. Избавляетесь от ненужных вариантов и товаров, не имеющих очевидных преимуществ. Какие именно варианты вы предлагаете и сколько у каждого разновидности? Чем они отличаются? Если вы не можете объяснить разницы, покупатели тоже не разберутся.
Второй шаг — помогите человеку прочувствовать эмоции от товара или услуги ещё до того, как он сделает выбор. Могут ли ваши потенциальные покупатели рассмотреть, потрогать, даже понюхать продукт и разобраться, будут ли они довольны приобретая именно его?
Третий шаг — разбить ассортимент на категории, причём очень осмысленно.
Четвёртый шаг — предлагать потребителю простые варианты и постепенно подводить к более комбинационным: это позволяет сохранить вовлеченность на нужном уровне и создает у потребителя ощущение, что он вкладывает силы и время в правильный выбор, благодаря чему чувствует нарастающее воодушевление.
Вы должны стремиться проявиться в работе все свои особенности — и личностные, и профессиональные: именно так формируются впечатления, которые воспринимаются как аутентичные.
Каким бы человеком вы ни были, гораздо легче ввести себя естественно, а не играть роль: для этого нужно меньше сил, и поэтому появляется больше свободного для вас, ваших сотрудников и для клиентов. Найдя возможность проявить личностные особенности в профессиональной деятельности, а затем и в продуктах и услугах, которые компания предлагает целевой аудитории вы получите шанс сделать свой бизнес ещё более уникальным.
Создание привлекательной и даже соблазнительной обстановки, в которой покупателю не скучно и приятно — это одна из стратегий работы с впечатлениями. Можно создавать торговое пространство похожее на театр, где посетителям предлагается свободно бродить по магазину, находить повсюду сюрпризы и витрины, которые рассказывают историю.
Грамотный подход к кураторской работе предполагает принятие решений определение приоритетов.
Упражнение: эмоциональная карта.
На этой карте или доски вы собираете располагаете всевозможные изображения материалы, текстуры, тексты и вообще любые визуальный элементы, помогающие выразить стиль, концепцию, настроение и задать творческое направление для развития проекта или идеи.
Эмоциональная карта имеет три важных преимущества:
1) она заставляет принимать решения и делать выбор — в частности, определить какие элементы оставить, а какие нет;
2)вам приходится думать, экспериментировать с расположением и сочетаниям элементов и выбирать, как с их помощью рассказать связанную историю;
3) эта платформа помогает увязать визуальные и прочие элементы с чувствами, которые вы хотите вызвать аудитории.
Как работать с эмоциональной картой
Первый шаг — это всегда сбор идей и поиск вдохновения: изображения, слова, текстуры, материалы. Мы начинаем лучше понимать, что именно вам нравится и как сочетать отдельные элементы, чтобы получилось связанная история.
Второй шаг — редактирование. Важно решить, что оставить и от чего отказаться.
Третий шаг — сочетание: где место каждому из элементов, как с относится друг с другом отдельные части?
Читали книгу? Понравилась ли она вам?
#книги #маркетинг #дизайн