На протяжение нескольких столетий луки и арбалеты благополучно сосуществовали с ручным огнестрельным оружием даже в самых современных армиях. При этом, из-за слабо отработанной технологии, преимущества последнего были неочевидны. К примеру, русская армия стала полагаться преимущественно на огнестрел одной из первых. Судя по всему, в пользу этого решения сыграл тот резон, что стрельбе из пистолетов и ружей не надо долго учиться. Конечно, поместная кавалерия состояла из конных стрелков. Но все-таки, постоянное передвижение на коне и использование лука, чтобы подстрелить степную живность, отнюдь не было нашим образом жизни.
Основателями Османской империи стали суровые кочевники, которые, впрочем, позднее осели на землю. Они сохранили сильные кавалерийские традиции, включая умение стрелять из лука. Турки предпочитали их применять в азиатских провинциях своей огромной державы, а на территории Европы старались действовать в ближнем бою. Согласно их тактической концепции, стрельбой занимались пехотинцы-янычары.
На огненный бой они перешли по причине довольно курьезного случая. В битве при Лепанто 1571-го года христиане потопили все турецкие корабли вместе с их экипажем. Изготовление новых луков оказалось непосильным в финансовом плане, к тому же, это бы заняло много времени. Империя вышла из положения, переведя своих лучников на огнестрел. Но чисто военных резонов у этого решения не было: луки и тогдашние аркебузы имели примерно равную пробивную силу и эффективную дальность поражения. Но скорострельность была заведомо не в пользу огнестрела.
Позднее, конечно, первые два параметра прокачали, а невысокие темпы стрельбы стали компенсировать введением караколирования (стрельбы шеренгами по очереди), а затем и линейной тактики. Самые сильные армии мира после этого отказались от луков и арбалетов. Лишь у Российской и Османской империй сохранились иррегулярные конные лучники. Впрочем, ко временам Отечественной войны 1812-го года многие из них были пистолеты и ружья. Потом из-за малой эффективности луков за счет правительства их оснастили карабинами.
На востоке Азии, впрочем, ситуация складывалась по-другому. Из-за некоторого технологического отставания, а также по причине исторического преобладания стреляющей конницы, монголы, маньчжуры и китайцы долгое время не отказывались от лучного боя.
Причем, пионерами в переходе на огнестрел стали ойраты (западные монголы), которые в середине 17-го века создали сильное Джунгарское ханство. После ряда военных вторжений в Среднюю Азию их отцы-командиры приняли тяжелое решение переходить на пушки и ружья. Что интересно, им в этом оказали содействие русские казаки и промышленники, которые на их территории и с согласия джунгар добывали золото и железо. Также очень помог пленный швед Йохан Густав Ренат, отправленный в Тобольск после Полтавской битвы.
Так или иначе, в результате Джунгарии появились собственные мушкетеры и артиллерия. Они ей очень пригодились, когда в 1715-м году началась очередная война с маньчжурами, захватившими Китай. Что интересно, там часто сражались джунгарские конные мушкетеры и маньчжурские конные лучники. Что еще более интересно, последние победили.
Традиционный маньчжурский лук серьезно отличается от иных композитных луков Евразии. Он едва ли не самый больший из них по размеру – общая длина в готовом к использованию состоянии может достигать 1,7 метра. Главная идея конструкции сводилась к тому, чтобы пожертвовать скоростью полета стрелы в пользу способности запускать длинные тяжелые стрелы, необходимые для поражения воинов в доспехах.
Маньчжурский император Канси (правил в 1661-1722-е годы) сам был умелый конный стрелок и превосходный генерал. Он несколько раз ходил войной на Джунгарию с переменным успехом. Либо отправлял военачальников, военному искусству которых доверял. Битва при Улан-Бутунге 1690-го года не принесла ни одной из сторон победы. Битва на Тэрэлже 1696-го года завершилась знаменательной победой Канси. Случались и иные памятные сражения.
Там произошло несколько интересующих нас эпизодов. В частности, конные стрелки маньчжуров неоднократно сумели одолеть конных мушкетеров Джунгарии. Судя по всему, в этом не было особого фокуса: каждый раз ойраты оказывались в значительном меньшинстве. К тому же, по докладу монгольского генерала империи Цин, они хоть имели ружья и пушки, но обладали малыми запасами пороха, ядер и пуль.
Тем не менее, опыт этих военных походов произвел на империю серьезное впечатление. Конные лучники, от которых как раз хотели отказываться, после этого были сохранены. Сама стрельба из лука стала популярным спортом. Этим искусством прекрасно владели даже те императоры, которые не интересовались делами правления. Подобные формирования сохранились в китайской армии вплоть до падения династии Цин в 1912- году.
#китай #монголы #военное дело #оружие