Найти в Дзене

Ангелика Кауфман. «Спящий младенец Сервий Туллий»

Парная картина к полотну «Узнанный Ахиллес» — «Спящий младенец Сервий Туллий» (1785). В «Памятной записке о картинах» мы читаем: «Рим. Февраль 1785. Для ее Величества Императрицы Всея России большая картина шириной 6 английских футов, длина 8 футов, фигуры в натуральную величину, изображающие Сервия Туллия в детстве, спящего на сиденье в апартаментах короля Тарквиния Приска — упомянутый ребенок был сыном рабыни в доме Царей, над головой спящего ребенка появилось пламя, — мать, королева и другие женщины бросились в полном изумлении, чтобы сообщить королю Тарквинию об этом явлении. Король узрел чудо и помешал юным девушкам погасить пламя водой, как они намеревались сделать. На картине изображен момент, когда король просит их вылить воду. На картине также изображены различные фигуры, представляющие свиту короля и королевы. Ширина составляет 14 римских пядей, длина 12 пядей, оплачено 9 июля 600 цехинов».

Ангелика Кауфман (1741–1807) Спящий младенец Cервий Тулий
1785
Холст, масло
НИМ РАХ
Ангелика Кауфман (1741–1807) Спящий младенец Cервий Тулий 1785 Холст, масло НИМ РАХ

Написанная в Риме в 1780-х годах, когда Ангелика Кауфман была на пике своей славы, эта монументальная, строго неоклассическая историческая картина является одной из выдающихся работ художницы. Это прекрасный пример собственного поджанра исторической живописи Кауфман — детской истории, события, героем которой был ребенок. Девять фигур, изображенные в натуральную величину, расположены лицом друг к другу на узкой сцене. Центральное событие выделено с обеих сторон пилястрами, справа подчеркнуто большой круглой колонной и круглой аркой, открывающей вид на пейзаж за ее пределами. Кауфман показывает пламя, мерцающее над кудрявой головой спящего ребенка. Тарквиний видит в огне знак богов и удерживает руку слуги. Выбор темы Кауфман, возможно, был намеком на политическую ситуацию в России и предупреждением Екатерине не лишать власти ее сына, будущего императора Павла I. Возможно, фигура Ахиллеса в женской одежде («Узнанный Ахиллес») также была косвенным отражением вопроса о преемственности.

Можно утверждать, что среди творчества Ангелики Кауфман эти две картины можно выделить не только по своему размеру, но и по великолепному исполнению.

Две эти картины неоднократно копировались и воспроизводились в гравюре. Так, например, в Музее-усадьбе «Останкино» хранится копия с картины «Узнанный Ахиллес», созданная Николаем Ивановичем Аргуновым в 1799 году почти в размер с оригиналом.

Франческо Бартоллоцци (1718–1815) по оригиналу Ангелики Кауфман (1741–1807)
Смерть оленя Сильвии
1796
Гравюра пунктиром
НИМ РАХ
Франческо Бартоллоцци (1718–1815) по оригиналу Ангелики Кауфман (1741–1807) Смерть оленя Сильвии 1796 Гравюра пунктиром НИМ РАХ

Ангелика Кауфман скончалась пятого ноября 1807 года и была похоронена в римской церкви Сант-Андреа делла Фратте. В 1809 году в Пантеоне был установлен бюст художницы. Память о ней навсегда сохранилась не только в Италии. В 2007 году в Шварценберге был основан Музей Ангелики Кауфман, там ежегодно проводятся выставки, посвященные различным темам и аспектам ее творчества. Так, например, на выставке 2019 года «Ангелика Кауфман — неизвестные сокровища из частных коллекций Форарльберга» многие картины художницы были представлены публике впервые.