Безбородость католических священников была столь важна, что римско-католическая церковь поссорилась с православной, которая столетиями держалась за бороду как за олицетворение достоинства священников, да так крепко, что запрещала «детям, евнухам и безбородым» восхождение на Афон.
Иисуса невозможно представить без бороды. Один из отцов церкви, Тертуллиан, в своих трактатах писал, что христианин, отрезающий себе бороду, «совершает богохульство против облика человека». Почему же святые отцы позволяют себе такое богохульство, а католическая церковь веками предписывает своим священникам бриться?
Бог-Отец создал бороду себе как символ мужского достоинства и серьезности. Мог ли Микеланджело высечь из камня Моисея без густой, вьющейся бороды?
Прежде всего борода – это символ мужской красоты. Дошло даже до комичной ситуации, когда античные художники и скульпторы оказались в замешательстве, изображая Афродиту. Ведь она богиня красоты. Но при этом она женщина. Но борода так прекрасна! Так возник культ «бородатой Афродиты» на Кипре. Бородой Мухаммеда клялись древние мусульмане, бородой Юпитера – древние римляне. Даже ироничные греки, когда речь заходила о бороде, становились очень серьезными. Сократ говорил: «Я ношу белую бороду, чтобы глядя на нее, я мог уберечься от любого недостойного действия».
Никто не станет отрицать, что папа Юлиус II и папа Григорий XIII были обладателями прекрасных бород. Но это было во времена Ренессанса, а во времена Ренессанса, как известно, возможно даже невозможное.
Но борода обременительна, когда мужчина занимается своим самым древним делом – войной. Дошел бы Александр Великий до Индии, будь он с бородой? Сципион получил бы прозвище Африканец? Юлий Цезарь покорил бы Галлию?
Вообще в древнем Риме борода считалась чем-то греческим, и тем самым несколько интеллектуальным, а в этом смысле – и женственным. Тот, кто был душою и телом римлянин, был душою и телом выбрит!
Католическая культура появилась на осколках римской. Римская армия была для католической церкви образцом «militia Christis» (воинства Христова). Разве не должен был командующий этой церковной армией быть так же гладко выбрит, как Цезарь и Сципион?
Но если борода – не что иное, как божественно предусмотренное выражение мужской красоты, мудрости и власти, то как стало возможным, что руководители католической церкви гладко выбриты?
Религия любит парадоксы. «Как раз потому что да, именно поэтому и нет». Борода – самое прекрасное, что Бог даровал мужчине, и потому в доказательство своей набожности он должен принести ее в жертву.
Автор - Сергей Симак