Найти тему
@uspeh_rebenka

Навык управления экранным временем через негативный опыт

Уважаемые родители!

Мы довольно много обсуждали, и на канале много информации о том, что такое реакционное воспитание. И главная мысль, которая пронизывает все статьи на эту тему - наши эмоциональные приступы с целью вразумить ребенка не работают. И второе. Родитель, который не способен держать себя "в руках" равно ребенок с низким уровнем эмоционального интеллекта. Сегодня я дам рабочий вариант, если ребенок столкнулся с проблемой в своем цифровом поведении. То есть речь пойдет о варианте более грамотного поведения, чем крики и вырывание из рук гаджетов.

Стадия интереса

Абсолютно любой ребенок 21 века находится на этом этапе. Даже дети, которым гаджеты дома не доступны. Потому что они контактируют со сверстниками, поэтому около экранная тема окружает наших детей с рождения.

Грамотное взаимодействие

Ребенок никогда не будет продвигаться по так называемой шкале зависимости, если родитель применяет более менее грамотную модель воспитания. Конечно тут очень много факторов, которые могут толкать ребенка. То есть интерес переходит в вовлечение. А вовлечение в зависимость. Но абсолютно на каждом этапе можно достаточно быстро подкорректировать свой воспитательный курс и жить спокойно дальше.

В семьях, где вокруг экранки ведутся боевые действия - ребенок часто не согласен, часто находится в напряжении или уже отдаляется, надо это делать обязательно. Потому что в подростковом возрасте мы получаем все бонусы взросления + желание большей автономии. И влиять как то на ребенка будет сложнее.

То есть задача абсолютно любой семьи 21 века (полной или не полной - если вы мама ребенок (дети) это так же семья) - помогать ребенку в развитии, чтобы не переходить в стадию вовлечения.

Навыки взаимодействия с гаджетами

Любой гаджет - приставки, телевизоры, айпады и телефоны являются по сути удовольствием. Дети свое внимание контролировать не умеют. Современный родитель, понимая это, старается экранное время своих детей ограничивать. Что правильно. Потому что абсолютное бездумное продвижение по цифровому городу рано или поздно приводит к аварии. То есть ребенок вовлекается еще больше. И идет привыкание. Такое же, как к химическим веществам. Потому что мозг вырабатывает дофамин, а это один из гормонов счастья.

Но ограничения ничему не учат

Рано или поздно ребенок по мере осознания собственного "Я" будет из этих запретов вырываться. И что мы имеем? Представьте ребенка, которому все детство папа объяснял об устройстве автомобиля, о правилах дорожного движения, последовательно практиковал с ребенком, удовлетворяя его потребности и познавательный интерес. И мальчик, у которого все детство автомобильная тема была под запретом. И, когда он повзрослел, он просто своровал ключи и уехал непонятно куда. Без навыков и знаний, как ситуацией управлять.

То же самое и с управлением гаджетами.

Негативный опыт

Сегодня расскажу, как у ребенка развивать навык управления экранным временем через негативный опыт. Модель простая, но часто родители просто срываются на ребенка и все.

Допустим ребенок просидел в телефоне до поздней ночи. Утром он еле встал, настроения нет, он не выспался. Это ошибка, за которую мы ребенка как правило наказываем той же экранкой.

Вопрос: следующий раз ребенок сам отложит гаджет и ляжет спать, потому что ему вставать рано? - Нет конечно, специально будет сидеть до упора, гоняя мысли не о завтрашних задачах, а о том как его несправедливо наказывают и как он с этим не согласен. Параллельно как бы своему родителю ответочку сделать, чтобы ему тоже плохо и обидно было (как мне).

Родительская реакция

Утром, когда ребенок весь в раздрайве вместе анализируем по фактам - Как ты думаешь, почему ты в таком состоянии? Что было такого вчера, что сегодня ты "как каша"? Подобные вопросы направляют поезд мыслительной деятельности в голове ребенка по совершенно другому пути. Он начинает самостоятельно анализировать и искать ответы. То есть мы не впариваем свои умозаключения, а подводим его/ее к своим. Ребенок должен понять это сам. И связать в своей голове сижу до ночи в телефоне, - с утра вареный.

Скинули мы на своего ребенка свой эмоциональный багаж гнева и недовольства ситуацией? Нет. Просто подвели к собственному заключению (инсайту). И помогли сделать выводы. То есть: Следующий раз подумай - хочу ли я с утра быть вот на таком негативе, как сегодня? Или лучше лягу вовремя?

То есть модель общения следующая: Негативный опыт (событие) - инсайт - решение - корректировка курса

Таким образом мы не превращаемся для своего ребенка в надсмотрщика или следователя. Мы на равных учим анализировать свой же негативный опыт и помогаем без давления выбрать самостоятельно другое решение.

То есть родитель 21 века - союзник, который ребенку помогает осваивать эти непростые навыки управления удовольствиями, да и в целом, своей жизнью. А не противник.

В семьях, где родители являются опорой и эмоционально участвуют в их жизни, ребенок не будет переходить в стадию вовлечения. Потому что нет этой зоны напряжения, нет "напряга", который тело ищет, как бы снять. Все дети взаимодействуют с гаджетами. Но не все теряют жизненную динамику и вязнут в удовольствиях. Потому что по другим фронтам счастье тоже есть. И начинается оно в семье. В этом большая разница.

Истории, проблемы цифрового поведения ребенка присылайте на почту uspeh.rebenka@yandex.ru. Вы получите предметный разбор по своей ситуации.