Найти тему
21,8K подписчиков

Как связан поход Аскольда на Константинополь и образование Руси?

833 прочитали
Как на настоящий момент уже известно науке, поход, который приписывают известному по русским летописям легендарному Аскольду, на Константинополь состоялся не в 866 году, под которым он помещен в...

Как на настоящий момент уже известно науке, поход, который приписывают известному по русским летописям легендарному Аскольду, на Константинополь состоялся не в 866 году, под которым он помещен в русских летописях, а в 860 году. Почему только Аскольда? А потому, что постепенно начинает преобладать мнение, что Дир, это просто прозвище самого Аскольда. В самом же имени Аскольд без труда угадывается др.-сканд. Haskuldr или Höskuldr. Но статья будет немного о другом, как читатель наверное уже догадался по ее названию.

С одной стороны получается, что поход на Константинополь состоялся возможно еще до легендарного "Призвания варягов". При этом недавнее археологическое открытие косвенно подтверждает именно летописную датировку "призвания". Но так или иначе - эти два события хронологиченски близки друг к другу. Кроме того, из текста русских летописей прямо вытекает, что даже если Аскольд и мифический Дир и не бояре, как они там названы, Рюрика, с Рюриком и Олегом они были по всей видимости знакомы.

Я предложу читателю свою версию событий и связи похода Аскольда и образования Руси:

Поход 860 года явно готовился как минимум за год - два, а то и больше. Т.е. еще как минимум в 858 году в среде викингов, промышлявших на восточных торговых путях, да и на востоке Балтики тоже, было известно о подготовке похода. Естественно к нему примыкали все желающие, летопись нам прямо так и говорит: "Аколъдо же . и Диръ . ѡстаста въ градѣ семь . и многи Варѧги скуписта". Я более чем уверен, что и варяги, которы согласно летописям "Имаху дань изъ заморьӕ . на Чюди и на Словѣнех . на Мери . и на всѣхъ Кривичѣхъ" изъявили желание в данном мероприятии поучаствовать. По крайней мере некторые уж точно. Конкретно эти варяги были по всей видимости свеями конунга Эйрика Эмундарсона, упоминаемого в других источниках и жившего как раз в это время. Таким образом контингент варягов в Ладоге неколько поредел, что и позволило местным племенам их благополучно изгнать.

Теперь о Рюрике и как все это с ним может быть связано. Ближе к 862 году оставшиеся в живых участники похода начали в Ладогу возвращаться. Там они застают разброд и шатания междуусобицу между местными племенами, царит хаос, торговый путь по Волге - главный источник дохода не работает. К тому же в ближайшей перспективе ожидается возможная месть со стороны свеев конунга Эйрика. Купцам же нужна стабильность, а не новые боевые действия с непонятной пока перспективой. И вот тут я предполагаю, что идея позвать Рюрика появилась не из-за того, что кто-то о нем что-то слышал, а потому, что Рюрик или кто то из его людей сами участвовали в походе 860 года. Версию, где мог дислоцироваться сам Рюрик со своими людми я выдвигал вот тут:

Добраться оттуда до Гнездово, а потом и до Киева, который стал плацдармом для похода не составляло труда. Вернувшиеся из похода знали о Рюрике не по наслышке и предложили его как разумную альтернативу конунгу Эйрику. Известно было наверняка и о том, что у людей Рюрика возникли проблемы с местными племенами и он не против "переехать". Тут нет ничего удивительного. Скандинавы тех времен были довольно мобильны и легко снимались с места в случае необходимости, обретали новый дом в новых землях и прекрасно приспосабливались к местным условиям. Таким образом объясняется такая избирательность в решении вопроса кого "призвать".

Ну а дальше мы знаем - приходит Рюрик, конунг Эйрик, видимо вынужденный считаться с новой силой в регионе, мстить пока не пытается, у местных племен появляется незваисимый правитель и судья. Движение по торговому пути возобновляется.

Мои смежные статьи посвященные примерно этому же историческому периоду и событиям: