Что происходит на самом деле?
Эти эмоции в последнее время активизировались в обществе. Понятно почему. Но не всегда понятно, что они связаны. Люди чаще стали сталкиваться с агрессией в свой адрес от друзей, близких и не всегда понятно, как правильно поступить и отреагировать.
Давайте разберемся.
И гнев, и страх являются базовыми эмоциями. Почему базовые? Потому что связаны с фундаментальной вещью – выживанием. Они отвечают за ключевые реакции на стресс: за бегство или нападение, или как говорят «бей или беги».
Злость провоцирует нас нападать и активно защищаться. Тогда страх, наоборот, провоцирует отступать и «уносить ноги». Порой правда страх может сыграть с нами злую шутку и набросить на нас заклинание «оцепенение». Тогда мы замираем не в силах пошевелиться – впадаем в ступор. Кстати ступор бывает не только физический – обездвиженность рук, ног, но и эмоциональный. При эмоциональном ступоре происходит блокировка эмоциональной сферы, человек как бы перестает чувствовать, кроме того замедляется и мыслительная деятельность. Он становится странно равнодушным и неестественно задумчивым. Но за этим внешним равнодушием кроется… страх.
Но вернемся к гневу и страху как первоначальным эмоциям. Их многое объединяет. Так за обе эти эмоции в мозге отвечает структура, которая называется миндалевидной тело, миндалина или амигдала. Это совсем небольшая область мозга, которая, несмотря на свои размеры, играет чуть ли не ключевую роль во всей эмоциональной жизни человека.
И гнев и страх зарождаются в миндалевидном теле в ответ на внешнее воздействие (угроза, громкий звук и прочее) или внутреннее (пугающие мысли). А вот дальше у них судьба может быть разная. Некоторые люди не готовы переживать эмоцию страха и в поисках выхода, они находят его в… гневе. Да, именно так – за гневом очень часто стоит страх. Но страх отбрасывается или порой даже не признается, а вместо него человек окунается в гнев и выраженную агрессию, чаще вербальную.
Представьте себе родителей, которые ждут ребенка-подростка домой к 22.00. На часах уже 23.00, а ребенка все нет, и его телефон выключен. Время идет, и вот, наконец около 12-ти открывается дверь и домой заходит любимое чадо. Представили ситуацию? Поставьте её на стоп-паузу и ответьте на два вопроса:
Какую реальную эмоцию испытывали родители пока ждали ребенка?
Какую эмоцию они скорее всего продемонстрируют ребенку?
Ответом на первый вопрос скорее всего станет тревога, беспокойство, паника, ужас – эмоции класса «Страх».
А вот на второй вопрос скорее ответ будет – злость, ярость, раздражение, негодование - эмоции класса «Гнев».
К слову сказать, истинная природа агрессии, гнева сейчас в современном мире зачастую это про ограничения и препятствия. Проведите простой эксперимент:
возьмите себя одной рукой за запястье другой руки и крепко сожмите, держите и не отпускайте. При этом попытайтесь вырвать ту руку, которую держите.
Что чувствуете? Какие эмоции зарождаются? Раздражение, недовольство? Вот это про истинный естественный гнев. Он возникает как реакция на препятствие, помеху, ограничение.
Но как мы видим, на практике не всегда за гневом стоит ограничение. Часто – это бывает, как раз страх. Страх, который быстро трансформируется в гнев, находит объект и выливается на него в лучшем случае гневной тирадой, в худшем – физическим воздействием.
Почему нам важно понимать, что гнев и страх порой не просто связаны, а происходит подмена одной эмоции другой?
Чтобы в общении с близкими, значимыми для нас людьми быть эмоционально грамотными, уметь анализировать, то есть мысленно задавать себе вопросы:
А вот сейчас это проявление злости и гнева, с которым я столкнулась, это правда гнев? Или за ним на самом деле стоит страх? Страх потери? Страх угрозы?
Екатерина Шульман очень правильно сказала в одном из выступлений:
«Если вы слышите голос злости, голос агрессии, присмотритесь, быть может это голос страха на самом деле».
Как бы вы отреагировали на ругающегося, кричащего ребенка, машущего кулачками, если бы вы точно знали, что он просто сейчас очень сильно боится?
Стали бы вы кричать и ругаться на него в ответ? Вряд ли. Скорее вы попытались бы утешить, успокоить, ну или как минимум (а на самом деле это большой максимум) принять. Принять эти эмоции – не осуждая, не отталкивая. Да, это бывает не просто. И все-таки очень важно для сохранения отношений с важным для вас человеком.
****
Видеть за одними эмоциями другие, это очень ценное умение. Но важно не только видеть и понимать, но и быть готовым проявить эмпатию, встав в позицию взрослого уравновешенного человека, сочувствующего, сопереживающего и готового помочь, если эта помощь будет находиться в кругу прямого влияния.
Будьте эмоционально грамотными и да прибудет с нами сила принятия)))