Найти тему
Паша Машинист

Сокол-250. Почему ему так и не удалось полететь? Сравним его с Сапсаном.

Электропоезд ЭС-250 - "Сокол". Стоит в экспозиции музея на Рижском вокзале в Москве. Автор фото: Щелкунов П.
Электропоезд ЭС-250 - "Сокол". Стоит в экспозиции музея на Рижском вокзале в Москве. Автор фото: Щелкунов П.

Когда мы говорим о высокоскоростном движении в России, то сразу вспоминаем "Сапсан". За долгое время эксплуатации он стал своеобразным представителем бренда ОАО"РЖД". Быстрый и комфортный он имеет один значительный минус. ЭВС "Сапсан" - это германская птичка, которая обошлась достаточно дорого для бюджета нашей страны.

Электропоезд ЭВС1 - "Сапсан". Фото с ресурса : http://www.train-photo.ru/details.php?image_id=97453&mode=search. Автор фото: Рогов И.
Электропоезд ЭВС1 - "Сапсан". Фото с ресурса : http://www.train-photo.ru/details.php?image_id=97453&mode=search. Автор фото: Рогов И.

Но история могла пойти другим путем, и между Москвой и Санкт-Петербургом могли бы летать Русские Соколы. В 1988 году в СССР была утверждена программа "Высокоскоростной экологически чистый транспорт". В рамках которой, в начале 1990 годов стали разрабатывать "Сокол", который должен был прийти на смену ЭР-200.

Электропоезд ЭР-200. Фото с ресурса: http://www.train-photo.ru/details.php?image_id=56827&mode=search
Электропоезд ЭР-200. Фото с ресурса: http://www.train-photo.ru/details.php?image_id=56827&mode=search

"Сокол" изначально планировалось создать в двух комплектациях до 250 км/ч и до 350 км/ч. Опытный образец Сокол-250 появился 2000 году. В ходе испытаний в 2001-2002 годах было выявлено множество замечаний, несовместимых с эксплуатацией и перевозкой пассажиров.

Кабины Сокола и Сапсана
Кабины Сокола и Сапсана
«Я выступал консультантом этого проекта от Октябрьской железной дороги, — рассказывал автору ветеран железных дорог, в прошлом заместитель начальника ОЖД Александр Беженаров. “Сокол-250” был гораздо более совершенной машиной, нежели его предшественник ЭР-200. Для обслуживания “Сокола” мы обустроили специальное депо в Металлострое. Но в один не очень прекрасный день всех, кто был причастен к созданию высокоскоростного поезда, собрал в Металлострое министр путей сообщений Николай Аксёненко. И сказал: средств нет, проект закрывается».
цитата с сайта: https://rodinananeve.ru/sapsany-bystry-no-ot-trebovanij-vremeni-oni-otstali/

Так и закончилась история Русского Сокола. Потом его раздели на две части и отправили в железнодорожные музеи России.

Тележка ЭС-250 - "Сокол". Автор фото: Щелкунов П.
Тележка ЭС-250 - "Сокол". Автор фото: Щелкунов П.

Разработать высокоскоростной электропоезд - это вам не утюг создать. По некоторым данным из интернета, было потрачено около 500 миллионов долларов. Для сравнения, восемь первых Сапсанов с тех. обслуживанием обошлись в 600 миллионов евро. Выбрав Сапсан мы потеряли "Сокол-250", и ,по сути, отказались от разработки высокоскоростного транспорта в стране.

Электропоезд ЭС-250. Экспозиция Музея на Рижском вокзале в Москве. Автор фото: Щелкунов П.
Электропоезд ЭС-250. Экспозиция Музея на Рижском вокзале в Москве. Автор фото: Щелкунов П.

В Германии начали развивать высокоскоростное движение еще в 80-х годах прошлого века. Были вложены сотни миллионов марок, чтобы в 90-х Сапсан увидел свет. Средства на разработку Сокола были потрачены впустую. На мой взгляд, решение отказаться от доработки Сокола было поспешным. К примеру, опытный образец ЭР-200 был построен в 1973 годы, а в постоянную эксплуатацию этот электропоезд поступил лишь в 1984 году. Сокол испытывали только пару лет, и даже не дали ему шансов на доработку.

Некоторые характеристики Сокола и Сапсан
Некоторые характеристики Сокола и Сапсан