Найти тему
Александр Дедушка

Познание Бога, созерцание Бога и любовь к Богу – как они соотносятся? (по св. Серафиму Саровскому)

Св. Серафим Саровский
Св. Серафим Саровский

Прежде чем приступать к какому-либо богомыслию св. Серафим Саровский дает два твердых предупреждения.

Одно относится к телесным условиям размышления о Боге, другое – к ментальным установкам.

Первое гласит так:

«О делах Божиих не должно рассуждать по насыщении чрева: ибо в наполненном чреве нет видения тайн Божиих».

В самом деле, если Бог есть Дух, то естественным образом - наполненное пищей тело, переключенное на ее переваривание, никак не может содействовать духовным размышлениям.

Это естественно. Подобное к подобному. Поливая костер бензином, нельзя его потушить.

Поэтому - самоограничение и пост для тех, кто собрался размышлять о «тайнах Божиих».

Но не менее важна и ментально-умственная установка. Она тоже должна ограничивать человека.

Только на этот раз не его тело, а его разум – в его попытках постичь непостижимое.

Батюшка Серафим, опираясь на святоотеческий опыт, так говорит об этом:

«Отцы написали, когда их спрашивали: ищи Господа, но не испытуй, где живет».

Эта установка призвана ограничить на этот раз умственное дерзновение человека, не дать ему перейти за установленные Богом рамки.

И таким образом, ограничив и мобилизовав тело и разум, как бы «препоясав» то и другое, человек приступает к «тайнам Божиим».

В постижении этих «тайн» батюшка Серафим выделяет три этапа:

- познание;
- созерцание;
- любовь.

Сначала – познание и созерцание.

«Видение же Бога бывает от познания Его: ибо созерцание Его не предшествует познанию Его».

Познание Бога проистекает от постепенного совершенствования человека в его попытках жизни с Богом и по Богу – то есть в соблюдении Божьих заповедей.

Так человек узнает не только справедливость Божью, но и Его человеколюбие, видит свою немощь, учится смирению, самоосуждению, благодарению Бога за все с ним происходящее.

Даже в наказаниях Божиих он постепенно приучается видеть Его любовь и «благоутробие».

Вот как это описывает св. Серафим:

«Все происходящее от Бога мирно и полезно и приводит человека к смирению и самоосуждению. Бог являет нам Свое человеколюбие не только тогда, когда мы делаем добро, но и когда оскорбляем и прогневляем Его. Как долготерпеливо сносит Он наши беззакония! И когда наказывает, как благоутробно наказывает».

Весь этот опыт постепенно и приводит человека ко все более глубокому познанию Бога.

Следующий этап по мере этого совершенствования – созерцание Бога.

«Поколику совершенствуется человек перед Богом, потолику вслед Его ходит; в истинном же веке Бог являет ему лицо Свое. Ибо праведные, по той мере, как входят в созерцание Его, зрят образ как в зерцале, а там зрят явление истины».

Обратите внимание – созерцание Бога, по словам батюшки Серафима, это не какое-то видение телесного образа наподобие отражению в зеркале.

«Зерцало» это – умственное, и в нем человек видит не телесный образ, а истину.

Все это очень и очень важно – в плане предупреждения человека от самообольщения и впадения его в те или иные формы уклонения от истины, которые святые отцы называют «прелестью».

Не видения святых или «райских кущ», тем более – каких-либо зрительных образов Самого Бога.

Все это признаки «ложных» видений, самообольщения и бесовского наваждения – той самой «прелести».

Нет – чистое созерцание истины. Это есть истинный путь богопознания.

Это и есть истинное «созерцание Бога».

На этом этапе человек уже не мучится в определении добра и зла, в попытках отличить одно от другого и найти им истинную меру.

В его уме – созерцается истина, которая своим внутренним запечатлением руководит его поведением и делами.

Не следует думать, что этот этап «созерцания Бога» может прийти быстро.

Чтобы в уме отпечаталась истина, нужно чтобы его не мутили никакие человеческие страсти.

Они должны быть побеждены и усмирены – поставлены Божией благодатью под полный контроль того же разума.

Человеку порой всей жизни не хватает для того, чтобы дойти до этого этапа своего духовного совершенствования.

Как правило – это уже удел святых людей.

Но батюшка Серафим все же дает нам надежду, открывая нам путь к последней «тайне» Божией – любви к Нему.

Причем на этом этапе он связывает вместе два предыдущих этапа – познание и созерцание:

«Если не знаешь Бога, то невозможно, чтобы возбудилась в тебе и любовь к Нему; и не можешь любить Бога, если не увидишь Его».

Все – круг замыкается.

Любовь – это вершина «тайн Божии», она невозможна без постижения двух предыдущих «тайн» - познания и созерцания.

Познания на своем опыте благости Божией и своей немощи и следом созерцания истины, руководящей твоими помышлениями и делами.

Как далеко все это от современных «богодушников», утверждающих, что они знают Бога, что Он у них «в душе»…

Увы - не понимающих, что они пытаются запереть Его в своих душах как в грязном вонючем сортире, где пузырятся и смердят их страсти и грехи.

Не будем им уподобляться. Лучше прислушаемся к батюшке Серафиму.