Распространённые ошибки концовки произведения

990 прочитали
Концовка произведения — не менее важный элемент структуры, чем завязка и перипетии.

Здравствуйте
Концовка произведения — не менее важный элемент структуры, чем завязка и перипетии. Подчас именно от неё зависит не только успех книги, но и желание читателя обратиться к другим произведениям писателя, рассказать о прочитанном друзьям и знакомым.
Знаете ли вы, что на литературных конкурсах больше всего произведений как раз с плохой концовкой? И бывает жалко, что это им мешает пройти в финал.
Все, о чем я расскажу, подходит и для рассказов, и для романов.

Итак, все распространенные ошибки можно объединить в пять групп:

Концовка произведения — не менее важный элемент структуры, чем завязка и перипетии.-2

I. Концовка, не оправдывающая ожиданий, разочаровывающая


Обман читателя. Сейчас модно круто менять судьбу героя — например, по воле автора, угробить в конце всех, хотя ничто не предполагало такой развязки. Смело, неожиданно, читатель ахает и… разочаровывается. Разочарование заменяет чувство удовлетворения от прочитанного, читатель жалеет, что вообще открыл эту книгу. Обман читателя происходит и по другим причинам, например, когда концовка не соответствует заявленному жанру.

«Конец любовного треугольника». Распространённая плохая концовка в плохих женских романах (не только, конечно). Например, в детективах есть правило, что преступник где-то как-то должен появляться в сюжете, чем активнее, тем лучше, а не возникать в конце чертиком из табакерки. В любовных романах тоже: весь роман о сложных отношениях героини и двух ее поклонников, а в конце она выходит замуж за третьего, появившегося на предпоследней странице.

II. Концовка незавершенная


Наглая незавершённость. Герой решает проблемы, но тотчас впутывается в клубок новых. Продолжение следует. Однако читатель не знал в самом начале, что данный роман всего лишь первая книга трилогии. Распространённый сейчас приём, когда писателю или издательству кажется, что если сообщить о продолжении в конце, то читатель непременно начнёт рыскать в поисках второго тома. Не начнёт — для этого книга должна быть суперхороша. Этот приём можно использовать (при условии «суперхорошести»), когда продолжение уже написано, и найти его можно сразу, а не ждать год или два. То, что действует для «Игры престолов», далеко не всегда действует для книг.

Концовка «не могу остановиться». Все задачи решены, но писатель никак не может расстаться со своими героями, придумывает им новые, не связанные с предыдущим сюжетом приключения, пишет эпилог, а потом еще послесловие, словарик, сиквелы, приквелы, вбоквелы и прочее. И не отдельно — всю эту красоту закидывает в концовку.

► Концовка «Куда все делись?». Автор почему-то считает, что главная задача – завершить линию главного героя, как будто судьба Маши, Пети, Васи, так активно помогающих герою, никого не интересует. Об этом я уже говорил.

III. Концовка запутанная, нелогичная, непонятная


Запутывание читателя. Читатель с интересом следил за судьбой героя, а в конце не может понять — решены задачи или нет? К примеру, героиня долго завоёвывала сердце избранника и, кажется, завоевала, но роман заканчивается многозначительной сценой: он и она встречаются, молчат под какую-нибудь музыку. Читатель восклицает: «Ну?! Что?!», — переворачивает страницу, а там пусто.

Концовка вне логики. Герой решает задачи настолько нестандартно, что читатель вообще перестает понимать, о чём идет речь. Ужас-ужас пример: обаятельный герой всю дорогу ищет свою возлюбленную, находит, убивает её и радуется — проблемы больше нет, а он сам, оказывается, маньяк в десятом поколении.

Концовка «куча мала». Писатель решает, что пора бы и завязывать. В результате тридцать три линии романа завершаются в одной главе. Эпизоды нагромождаются один на другой, часто вообще не связаны между собой. По объему завязка куда больше, чем развязка.

IV. Концовка пафосная, морализованная


Концовка типа «Мы наш, мы новый мир построим». Персонажи книги в конце пафосно занимаются построением (или восстановлением) мира, забыв о собственных проблемах и отношениях.

► «Поцелуй на развалинах». Распространённый прием в фильмах и книгах: парочка сидит (стоит) на камнях разрушенного города, на куче обугленных трупов, в пустыне, бывшей ранее планетой Земля, и радуется жизни. Возникает проблема достоверности. Читатель просто не верит в «счастливый» конец.

Концовка «Мораль сей басни такова…» Стиль произведения становится пафосным, а каждое решение (развязка) сопровождается моралью для читателя.

Если какие-то недочеты в концовке читатель простит, а то и не заметит, то «слитая» концовка сведет весь ваш писательский труд на нет. Пятая группа – «слитая» концовка – особенная. С ней надо разобраться подробнее. Об этом поговорим далее.

Вариант статьи на сайте
© Алексей Ладо
Буду рад вашим отзывам.
писательство писательское мастерство как написать книгу начинающий писатель литература