Здравствуйте
Концовка произведения — не менее важный элемент структуры, чем завязка и перипетии. Подчас именно от неё зависит не только успех книги, но и желание читателя обратиться к другим произведениям писателя, рассказать о прочитанном друзьям и знакомым.
Знаете ли вы, что на литературных конкурсах больше всего произведений как раз с плохой концовкой? И бывает жалко, что это им мешает пройти в финал.
Все, о чем я расскажу, подходит и для рассказов, и для романов.
Итак, все распространенные ошибки можно объединить в пять групп:
I. Концовка, не оправдывающая ожиданий, разочаровывающая
► Обман читателя. Сейчас модно круто менять судьбу героя — например, по воле автора, угробить в конце всех, хотя ничто не предполагало такой развязки. Смело, неожиданно, читатель ахает и… разочаровывается. Разочарование заменяет чувство удовлетворения от прочитанного, читатель жалеет, что вообще открыл эту книгу. Обман читателя происходит и по другим причинам, например, когда концовка не соответствует заявленному жанру.
► «Конец любовного треугольника». Распространённая плохая концовка в плохих женских романах (не только, конечно). Например, в детективах есть правило, что преступник где-то как-то должен появляться в сюжете, чем активнее, тем лучше, а не возникать в конце чертиком из табакерки. В любовных романах тоже: весь роман о сложных отношениях героини и двух ее поклонников, а в конце она выходит замуж за третьего, появившегося на предпоследней странице.
II. Концовка незавершенная
► Наглая незавершённость. Герой решает проблемы, но тотчас впутывается в клубок новых. Продолжение следует. Однако читатель не знал в самом начале, что данный роман всего лишь первая книга трилогии. Распространённый сейчас приём, когда писателю или издательству кажется, что если сообщить о продолжении в конце, то читатель непременно начнёт рыскать в поисках второго тома. Не начнёт — для этого книга должна быть суперхороша. Этот приём можно использовать (при условии «суперхорошести»), когда продолжение уже написано, и найти его можно сразу, а не ждать год или два. То, что действует для «Игры престолов», далеко не всегда действует для книг.
► Концовка «не могу остановиться». Все задачи решены, но писатель никак не может расстаться со своими героями, придумывает им новые, не связанные с предыдущим сюжетом приключения, пишет эпилог, а потом еще послесловие, словарик, сиквелы, приквелы, вбоквелы и прочее. И не отдельно — всю эту красоту закидывает в концовку.
► Концовка «Куда все делись?». Автор почему-то считает, что главная задача – завершить линию главного героя, как будто судьба Маши, Пети, Васи, так активно помогающих герою, никого не интересует. Об этом я уже говорил.
III. Концовка запутанная, нелогичная, непонятная
► Запутывание читателя. Читатель с интересом следил за судьбой героя, а в конце не может понять — решены задачи или нет? К примеру, героиня долго завоёвывала сердце избранника и, кажется, завоевала, но роман заканчивается многозначительной сценой: он и она встречаются, молчат под какую-нибудь музыку. Читатель восклицает: «Ну?! Что?!», — переворачивает страницу, а там пусто.
► Концовка вне логики. Герой решает задачи настолько нестандартно, что читатель вообще перестает понимать, о чём идет речь. Ужас-ужас пример: обаятельный герой всю дорогу ищет свою возлюбленную, находит, убивает её и радуется — проблемы больше нет, а он сам, оказывается, маньяк в десятом поколении.
► Концовка «куча мала». Писатель решает, что пора бы и завязывать. В результате тридцать три линии романа завершаются в одной главе. Эпизоды нагромождаются один на другой, часто вообще не связаны между собой. По объему завязка куда больше, чем развязка.
IV. Концовка пафосная, морализованная
► Концовка типа «Мы наш, мы новый мир построим». Персонажи книги в конце пафосно занимаются построением (или восстановлением) мира, забыв о собственных проблемах и отношениях.
► «Поцелуй на развалинах». Распространённый прием в фильмах и книгах: парочка сидит (стоит) на камнях разрушенного города, на куче обугленных трупов, в пустыне, бывшей ранее планетой Земля, и радуется жизни. Возникает проблема достоверности. Читатель просто не верит в «счастливый» конец.
► Концовка «Мораль сей басни такова…» Стиль произведения становится пафосным, а каждое решение (развязка) сопровождается моралью для читателя.
Если какие-то недочеты в концовке читатель простит, а то и не заметит, то «слитая» концовка сведет весь ваш писательский труд на нет. Пятая группа – «слитая» концовка – особенная. С ней надо разобраться подробнее. Об этом поговорим далее.
Вариант статьи на сайте
© Алексей Ладо
Буду рад вашим отзывам.
писательство писательское мастерство как написать книгу начинающий писатель литература