Найти тему
Живопись

Художник Владимир Николаевич Коркодым: правда жизни, правда вдохновения

Художник-реалист, идущий за правдой жизни, не может отрицать несовершенство окружающего мира. Потому что его зритель не поверит «причёсанным» полевым травам; вытянувшимся по стойке «смирно» деревьям; лесной тропинке, будто бы проведённой «по линейке». А значит, реалистичная живопись — это всегда про естественность и объективность. Про способность живописца видеть и понимать закономерности бытия, чтобы затем перенести их на холст.
Коркодым В. Н., «Весна», холст, масло
Коркодым В. Н., «Весна», холст, масло
Коркодым В. Н., «Черемуховые дни», 2009, холст, масло, 81 х 91 см
Коркодым В. Н., «Черемуховые дни», 2009, холст, масло, 81 х 91 см

С другой стороны, художник-реалист, стремящийся отображать действительность, не бывает беспристрастен. Вдохновляясь красотой окружающего мира, он не может не превращать свои картины в послания. Не способен дистанцироваться от личного отношения к изображаемым объектам, фактам и явлениям.

Коркодым В. Н., «Садовые яблочки», 2011, холст, масло, 110 х 90 см
Коркодым В. Н., «Садовые яблочки», 2011, холст, масло, 110 х 90 см
Коркодым В. Н., «Сыроежки», 2015, оргалит, масло, 79 х 55 см
Коркодым В. Н., «Сыроежки», 2015, оргалит, масло, 79 х 55 см

Даже мастеру-фотореалисту на этапе выбора ракурса и перспективы приходится отходить от строгой объективности. Буквально "расписываясь" в том, какие именно доминанты формы и цвета привлекли его внимание. Какие ритмы чередования объектов, темпы событий и гармонии сюжетов покорили его воображение. Что уж говорить о "классическом" мастере пейзажа, жанра и натюрморта, прорабатывающем освещённость и световоздушные эффекты полотна строго по велению сердца и сообразно собственному замыслу. О таком, например, мастере, как Владимир Николаевич Коркодым.

Коркодым В. Н., «Дельфиниумы», холст, масло
Коркодым В. Н., «Дельфиниумы», холст, масло

Специфика живописи как искусства заставляет художника трансформировать реальность из совокупности ощущений в сумму мыслей и чувств. Которые затем отображаются цветным пигментом на полотне, «разбавляя» правду жизни идеализмом её восприятия. Искусство — искусственно, какой бы тавтологией это не прозвучало...

Коркодым В. Н., «Жизнь коротка, искусство вечно», 2011, холст, масло, 91 х 80 см
Коркодым В. Н., «Жизнь коротка, искусство вечно», 2011, холст, масло, 91 х 80 см
Коркодым В. Н., «Щучка», холст, масло
Коркодым В. Н., «Щучка», холст, масло

Что же это выходит? Художник-реалист одновременно отрицает возможность приукрасить реальность, но не приукрашивать её он также не может? Да, всё именно так, и это — весьма тонкий момент, требующий пояснения. К счастью, подобных феноменов в жизни хватает, и за примером далеко ходить не нужно.

Коркодым В. Н., «Сирень на фоне гобелена», 2005, холст, масло, 96 х 96 см
Коркодым В. Н., «Сирень на фоне гобелена», 2005, холст, масло, 96 х 96 см
Коркодым В. Н., «Первая клубника», 2015, холст, масло, 96 х 96 см
Коркодым В. Н., «Первая клубника», 2015, холст, масло, 96 х 96 см

Вот представьте, дорогой читатель: предположим, что мы оказались в мире идеальных физических величин и условий. В таком случае, если температура воздуха на улице будет составлять минус один градус Цельсия, под ногами прохожих будет лёд. Но если выглянет Солнце, и температура поднимется ровнёхонько до ноля — лёд превратится в лужи с талой водой. С другой стороны, если бы на такой идеальной улице был плюс один градус Цельсия — в лужах была бы та же самая вода. Но опустите температуру воздуха ровно до того же самого ноля — и вместо воды получите лёд. Занятный феномен, не так ли? При одной и той же температуре — два совершенно разных состояния воды!

Коркодым В. Н., «Забытый колодец», 2014, холст, масло, 79,5 х 79,5 см
Коркодым В. Н., «Забытый колодец», 2014, холст, масло, 79,5 х 79,5 см

Возвращаясь в мир изобразительного искусства, продолжим эту аналогию. Реалистичная живопись, прямо как та самая вода из умозрительного эксперимента выше, имеет двойственную природу, где есть место как объективному, так и идеалистическому началу. Смещая творческие акценты в сторону следования естественности и достоверности, мы с Вами в итоге окажемся «в сфере ответственности» старого-доброго академизма. А если дадим волю фантазии, перейдя границу физики с метафизикой — добро пожаловать в мир символизма.

Коркодым В. Н., «Сирень у дома», холст, масло
Коркодым В. Н., «Сирень у дома», холст, масло

Но если художник, подобный Владимиру Николаевичу Коркодыму, умеет тонко выдерживать баланс, не давая своим работам «дрейфовать» ни в ту, ни в другую сторону, — его реализм получает сильнейшие черты обоих названных выше течений, находясь в суперпозиции по отношению к ним. Обратите внимание, дорогой читатель: даже те его пейзажи, что «заряжены» сюжетно и тщательным образом выстроены композиционно,— всё равно ощущаются как совершенно достоверные. Живые, изменчивые, несущие на себе следы былых событий и содержащие в себе намёки на грядущее развитие истории.

Коркодым В. Н., «Зима, холст, масло
Коркодым В. Н., «Зима, холст, масло

А те, что радуют глаз и вызывают отклик в душе своей «стихийностью», непосредственностью, свежестью и смелостью впечатления — при тщательном рассмотрении оказываются умно (и очень деликатно) построенными вокруг доминирующих объектов, контрастов, геометрических доминант. Этот союз живописной традиции и огромного таланта нашего героя; приверженность малым мазкам и умение слагать из них крупные объекты, обладающие выраженным объёмом и «осязаемостью» ; это свойство не терять из виду конечной цели работы, даже если она состоит из великого множества малых деталей — вызывает огромное уважение. Картины мастера очень разнятся по настроению, жанру и даже по стилю, но все они представляют собою тот самый баланс правды жизни и правды вдохновения, который всегда отличал и (мы твёрдо верим) ещё долго будет отличать русскую школу реалистической живописи.

Коркодым В. Н., «Автопортрет»
Коркодым В. Н., «Автопортрет»

🎯 Ваша подписка на канал «Живопись», репосты на свои социальные странички очень важны для авторов. Поддержите канал своим участием! Большое спасибо!