Найти в Дзене

Не только грачи. Сложный путь художника Саврасова

«“Грачи прилетели” — чудесная картина, такая же поэтичная, в одно и то же время тоскливая и радостная, истинно весенняя, как вступление к “Снегурочке” Римского! Еще зима. Мрачный, сизый горизонт, далекая снежная равнина, старинная церковь, жалкие домики, голые деревья, зябнущие в холодной сырости, почти мертвые от долгого тяжелого сна… И вот чувствуется, как по этой сырой и холодной, мертвой, бесконечной мгле проносится первое легкое и мягкое дуновение теплоты, жизни. И от ласки этого дуновения растаял пруд, встрепенулись, ожили деревья, а снежный саван быстро исчезает». Так художник и историк А. Н. Бенуа описал самую известную картину Алексея Кондратьевича Саврасова. А ведь мастер оставил и много других замечательных пейзажей.

О детстве будущего художника известно немного: родился в 1830 году в семье купца третьей гильдии, торговавшего галантерейными товарами, вырос в Замоскворечье, в 14 лет вопреки желанию отца поступил в Московское училище живописи и ваяния. Вскоре Саврасов должен был оставить учебу из-за смерти матери и финансовых трудностей семьи, а вернуться смог только в 1848 году. Наставником его стал пейзажист К. И. Рабус. Надо заметить, что конкурса в современном понимании при поступлении в это училище не было. Фактически «абитуриент» должен был предъявить несколько своих работ и, если преподаватели видели талант, его допускали к занятиям. Часть учеников з время учебы отсеивалась сама. Будущий художник должен был выполнить ряд работ, за которые получал оценки, а выпускникам в качестве финальной оценки присваивались медали золотые (большие и малые) и серебряные (аналогично). За золотую медаль можно было получить звание классного художника первой или второй степени. За малую серебряную медаль и удовлетворительную сдачу экзаменов ученик мог получить звание неклассного (свободного) художника. Оно означало то, что выпускник прошел обучение, имеет художественное образование, а также льготы по отбыванию воинской повинности и может выйти из податного сословия. Иногда медали давали досрочно. Такую малую серебряную медаль в 1851 году Саврасов получил за картину «Вид Московского Кремля при луне», а училище окончил только в 1854 году. Тогда же за картины «Вид в окрестностях Ораниенбаума» и «Морской берег в окрестностях Ораниенбаума» он получил звание академика в столичной Академии художеств (слово «академик» в то время, скорее, говорило о квалификации художника, речь не об ученой степени в привычном нам понимании слова). Позже Саврасов вернулся в московское училище уже в качестве преподавателя. Среди его учеников были Коровин, Нестеров и, конечно, Левитан.

«Морской берег в окрестностях Ораниенбаума»
«Морской берег в окрестностях Ораниенбаума»

Возможно, усталость от жестких рамок академизма привела к тому, что Саврасов стал одним из учредителей Товарищества передвижных художественных выставок. Устав созданного в 1870 году творческого объединения гласил: «Товарищество имеет целью: устройство… во всех городах империи передвижных художественных выставок в видах доставления жителям провинций возможности знакомиться с русским искусством…развития любви к искусству в обществе и облегчения для художников сбыта их произведений». На первой же выставке товарищества была показана самая известная картина мастера – «Грачи прилетели».

Столь умиротворяющий пейзаж был написан в непростое для Саврасова время. В 1870 году живописец взял отпуск и на несколько месяцев отправился с семьей в Ярославль, где планировал написать несколько картин. Однако размеренная провинциальная жизнь была нарушена трагедией: тяжело заболела беременная жена, преждевременно родившаяся дочь умерла, а сам художник впал в депрессию. Возможно, тогда и возник замысел написать картину о весне как символе возрождения. В марте 1871 года Саврасов отправился из Ярославля в Кострому (при этом точные даты и цель поездки достоверно неизвестны). Во время путешествия художник остановился в на первый взгляд ничем не примечательном селе Молвитино (ныне посёлок Сусанино Костромской области). Там же предположительно были сделаны первые наброски. Воскресенская церковь, построенная в 1690 году, сохранилась до наших дней. Саму картину автор начал писать в Ярославле, продолжил работу в Москве, куда вернулся в мае, а закончил летом. Осенью 1871 года полотно, которое автор назвал «Вот прилетели грачи», было показано на выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ), а в декабре на 1-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ). Тогда название заменили на «Грачи прилетели!» (с восклицательным знаком). «Грачей» для своей коллекции купил П. М. Третьяков, и они по-прежнему находятся в Третьяковской галерее. Критики встретили картину благосклонно, а императрица Мария Александровна даже заказала художнику копию. Позже живописец не раз копировал свое самое известное произведение.

Весна. Грачи прилетели (1872, частное собрание)
Весна. Грачи прилетели (1872, частное собрание)

Из воспоминаний К. А. Коровина: «Большим ростом, сильной и мощной фигурой этот величайший артист с умным и добрым лицом производил впечатление отеческой искренности и доброты. Он, как многие русские, любил своих учеников всем сердцем своей души - его мастерская, класс, был свободнейшим учреждением всей Школы, он был контрастом строгих классов, фигурного и натурного, преподавателей которых сильно побаивались… Саврасов, этот был отдельно. Часто я его видел в канцелярии, где собирались все преподаватели. Сидит Алексей Кондратьевич, такой большой, похож на доброго доктора - такие бывают. Сидит, сложив как-то робко, неуклюже свои огромные руки, и молчит, а если и скажет что-то - все как-то не про то - про фиалки, которые уже распустились, про то, что вот уже голуби из Москвы в Сокольники летают. А придет к нам в мастерскую редко, говорит: «Ступайте писать - ведь весна, уж лужи, воробьи чирикают - хорошо. Ступайте писать, пишите этюды, изучайте, главное - чувствуйте». Кругом стоим мы и ждем, что скажет нам этот милый, самый дорогой наш человек. Стою я, Ордынский, Светославский, Левитан и другие. А Саврасов говорит, что даль уже синеет, на дубах кора высохла, что писать нужно, только почувствовав, а подготовлять этюд, протирая битумом. И всем нам было понятно и больше ничего было не нужно. Все эти классы, гипсовые головы, натурщики с красивыми ногами казались такой ненужной ерундой, что неизвестно, за каким чертом это только заведено, и мы забывали и кордегардию и трезвиловку (как мы прозвали эти классы)».

Со временем состояние Саврасова стало ухудшаться. Сказывались и душевные переживания, непонимание коллег, финансовые проблемы, семейные неурядицы и пагубное воздействие алкоголя. Еще в 1857 году в возрасте 26 лет Алексей Саврасов женился на 31-летней Софье Карловне Герц, сестре учившегося вместе с ним художника Константина Герца, а также сестре известного археолога и искусствоведа Карла Герца. Брак оказался не слишком счастливым, а 2 из 5 их детей умерли. Из воспоминаний Коровина: «Мы все, его ученики, - Левитан, я, Светославский, мой брат С. Коровин, Несслер, Ордынский, - мы все так его любили, Его огромная фигура с большими руками, широкая спина, большая голова с большими добрыми глазами - он был похож на какого-то доброго доктора: такие бывают в провинции. Он приходил в мастерскую редко - бедно одетый, окутанный в какой-то клетчатый плед. Лицо его было грустно - горькое и скорбное было в нем. Говорил он, когда смотрел на вашу работу, не сразу, сначала как бы конфузился, чамкал: «Это, это не совсем то. Как вам сказать? Вы не влюблены в природу, в природу, говорю я. Посмотрите, вот я был на днях в Марьиной роще. Дубы - кора уже зеленеет. Весна чувствуется в воздухе. Надо почувствовать, надо чувствовать, как хорошо в воздухе чувствуется весна. Подготовку делайте битумом и потом…» Он останавливался. Поэт-то хотел, чтобы все разом стали поэтами. А мы восхищались и понимали… и шли гурьбой писать этюды в Сокольники, Останкино. Другие преподаватели смотрели косо на мастерскую Саврасова. Говорили, что там отсебятиной занимаются, что пейзажисты – ерунда… Саврасов слушал, робко потирал свои огромные ладони, сидел опустив голову, что-то хотел отвечать, но совсем выходило не то, а потом пропадал на целый месяц». От Саврасова ушла жена и забрала детей. После смерти друга и соратника Перова в 1882 году художника окончательно выгнали их училища.

В. Г. Перов "Портрет художника А.К.Саврасова" (1878)
В. Г. Перов "Портрет художника А.К.Саврасова" (1878)

Подобные истории среди художников были не редкостью. Даже талантливому художнику непросто добиться признания, к тому же далеко не у всех был еще и талант заводить нужные знакомства (и речь не только меценатах, но и о критиках, искусствоведах и т.д.) и продвигать собственные работы, а некоторые еще и болезненно реагировали на творческие неудачи. Из книги «Москва и москвичи» В. А. Гиляровского: «Трудно было этой бедноте выбиваться в люди. Большинство дети неимущих родителей — крестьяне, мещане, попавшие в Училище живописи только благодаря страстному влечению к искусству. Многие, окончив курс впроголодь, люди талантливые, должны были приискивать какое-нибудь другое занятие. Многие из них стали церковными художниками, работавшими по стенной живописи в церквах. Таков был С.И. Грибков, таков был Баженов, оба премированные при окончании, надежда училища. Много их было таких. Грибков по окончании училища много лет держал живописную мастерскую, расписывал церкви и все-таки неуклонно продолжал участвовать на выставках и не прерывал дружбы с талантливыми художниками того времени… Дом был большой, двухэтажный, населен беднотой — прачки, мастеровые, которые никогда ему не платили за квартиру, и он не только не требовал платы, но еще сам ремонтировал квартиры, а его ученики красили и белили… А известный художник Саврасов живал у него целыми месяцами. В последние годы, когда А.К. Саврасов уже окончательно спился, он иногда появлялся в грибковской мастерской в рубище. Ученики радостно встречали знаменитого художника и вели его прямо в кабинет к С.И. Грибкову. Друзья обнимались, а потом А.К. Саврасова отправляли с кем-нибудь из учеников в баню к Крымскому мосту, откуда он возвращался подстриженный, одетый в белье и платье Грибкова, и начиналось вытрезвление. Это были радостные дни для Грибкова. Живет месяц, другой, а потом опять исчезает, ютится по притонам, рисуя в трактирах, по заказам буфетчиков, за водку и еду». Считается, что на картине В. Е. Маковского «Ночлежный дом» в виде бедняка с папкой в руках изображен именно Саврасов. Умер замечательный художник в больнице для бедных на Хитровке.

В. Е. Маковский "Ночлежный дом"
В. Е. Маковский "Ночлежный дом"
В. Е. Маковский "Ночлежный дом" фрагмент
В. Е. Маковский "Ночлежный дом" фрагмент

Этот материал можно также прочитать тут

#история #живопись #картины #пейзаж #искусство