Когда люди обнаружили и открыли чай? Кто первым придумал пить чай и начал его использовать?
Существует много легенд и преданий, среди которых можно выделить несколько самых каноничных.
Божественный пахарь
Согласно первой легенде, открытие чая приписывается легендарному китайскому императору Шеньнуну (神农). Шеньнун на китайском значит «божественный земледелец». В китайских мифах Шеньнун изображается императором-полубогом, жившим и правившим предками современных китайцев примерно в 3-м тысячелетии до нашей эры. По преданиям, Шеньнун изобрел технологии земледелия, искусство врачевания, создал систему летоисчисления, технологии поливного земледелия с помощью ирригационных каналов. Собственно именно поэтому и получил такое имя в истории – «божественный земледелец». Шеньнун считается основоположником традиционной китайской медицины, основы которой были заложены в написанном Шеньнуном «Травнике Шеньнуна». Это самый древний трактат по медицине, в котором описывались разные травы и их воздействие на организм человека.
Как гласит легенда, Шеньнун с рождения имел тело с прозрачным животом, словно из горного хрусталя, отчего все внутренние органы были видны невооруженным взглядом. Поэтому, когда он что-то съедал, было видно как съеденное воздействует на организм. И если он съедал что-то ядовитое, то нутро его сразу наливалось чернотой. Шеньнун исходил сотни гор и перешел сотни рек, перепробовал тысячи растений, чтобы найти лекарственные травы и противоядия, которые можно было бы использовать в медицине. И вот как-то раз, в один из дней съел он 72 вида ядовитых трав и растений, и внутренности живота почернели. Почувствовав слабость, Шеньнун распластался на земле под раскидистым деревом, еле дыша. С дерева, под которым он лежал, оторвался один зеленый лист, и кружась, плавно опустился на губы обессилевшего императора. По наитию Шеньнун принялся жевать и проглотил листочек. На удивление, кишки в раз очистились от ядов, а сам Шеньнун почувствовал себя в разы лучше, силы и хорошее самочувствие возвращались к нему. Так и был открыт чай, и поначалу людьми считался исключительно лекарственным средством, нежели вкусным напитком.
Бодхидхарма
Другая легенда обнаружения чая – это предание о Бодхидхарме . Бодхидхарма (440 — 528) — первый патриарх чань-буддизма, его основатель. Чань-буддизм — это школа китайского буддизма, сложившаяся в период V—VI веков в результате слияния махаянского буддизма с традиционными религиозно-философскими течениями Китая. В Китае Бодхидхарму называют Дамо ( 达摩 ) , это сокращение от его полного имени — 菩提达摩 (Puti Damo) , последние два иероглифа. Предание гласит, что Дамо был родом из Южной Индии, и в 520-527 годы нашей эры прибыл морским путём на юг Китая, где начал проповедовать буддизм. Вскоре он перебрался на север Китая, в монастырь Шаолинь, и уже там основал первую школу чань-буддизма.
Согласно легенде, прибыв в Шаолинь, Дамо дал себе клятву, что будет медитировать в течение 9 лет, сидя в пещере, уставившись в каменные валуны напротив. Первые три года ему удавалось держать обет, но шло время, и силы покидали его, пока он не провалился в глубокий сон. Проснувшись, он пришел в невероятную ярость и злость на себя самого, и в порыве пылающего гнева он оторвал свои веки и швырнул рядом на землю. Неожиданно…. на месте, куда упали веки Дамо, выросло дерево. Ветки его были густы и раскидисты, а его листья, заваренные крутым кипятком, давали ароматный отвар, выпив который пропадало желание спать. Так, благодаря чаю, в итоге Дамо удалось сдержать данную себе клятву.
Лу Юй
Лу Юй (陆羽, 733 — 804) — китайский поэт и писатель времён династии Тан, создатель первого письменного трактата о чае «Чайный Канон» (茶经).
Чаеводы, чаеведы и чаеманы почитают Лу Юя как чайное божество. Его фигурка присутствует в каждом китайском чайном магазине, ни одна чайная немыслима без его образа. Его статуэтку часто помещают на чайную доску (чабань), либо рядом с ней, и перед каждым чаепитием первую чашку непременно отдают Лу Юю, ставя пиалу рядом с его фигуркой, тем самым отдавая ему должное почтение.
Вообще, в Китае изучение чая, чаеводство, как наука, начались с Лу Юя. Написанный им Чайный канон описывает истоки появления чая, историю его производства, отношение к чаю в Танскую эпоху, технологии производства, искусство чайной церемонии, принципы Чайного пути (茶道, Чадао). Лу Юй «вплел», интегрировал в чай главные религиозно-философские учения Китая – конфуцианство, даосизм и буддизм, и теперь чай был не просто лекарством, не просто вкусным и полезным напитком напитком, но и способом пестования духовных качеств человека. По сути, Канон заложил основу мировоззрения китайского чайного пути (Чадао). И именно после появления этой книги китайцы стали воспринимать чай, как отдельную сферу духовной жизни.
У Личжэнь
У Личжэнь (吴理真, 200 – 153 гг до н.э.) считается первым человеком, кто начал выращивать и разводить чайные деревья и кусты.
У Личжэнь родился и жил у подножия горы Мэндиншань (蒙顶山), что находится в самом центре провинции Сычуань — в городе Яъань (雅安). Сам он был даосским монахом.
Отец У Личжэня умер рано, и матери его приходилось много работать, чтобы прокормить себя и сына. Крутясь, как белка в колесе, она спустя время заболела от усталости и переутомления. У Личжэнь, чтобы помочь и заработать, с первыми же криками петуха отправлялся в горы Мэндиншань собирать хворост, чтобы потом обменять его на рис. В один из дней он, как обычно, собирая хворост, почувствовал сильную жажду, во рту словно пересохло. Он сорвал с дерева поблизости один зеленый лист, и начал медленно жевать. Жажда и усталость потихоньку прошли, настроение поднялось, а в теле появилась бодрость духа и легкость. Личжэнь был поражен действием этого растения, которое, как вы понимаете, было чайным кустом. Он нарвал с дерева еще листьев и отнес домой, где заваривал их кипятком и давал пить матери. По мере того, как она пила этот отвар, хворь постепенно отступала, а вскоре она и вовсе выздоровела. Когда же в деревне болели земляки У Личжэня, он и им заваривал эти листья, и напасти проходили. Одна была беда — листьев на том кусте росло мало, чтобы вылечить всех нуждающихся. И У Личжэнь решил во что бы то ни стало научиться выращивать это дерево.
В поисках подходящего места для разведения кустов он исходил вдоль и поперек близлежащие горы Мэндиншань, и в итоге решил высадить семена чайного дерева между 5-ю главными пиками горного хребта Мэндиншань. Так было положено начало рукотворному культивированию чая.
У меня все, если понравился материал - ставьте лайки, комментируйте, и не забудьте подписаться на канал, ну и заглядывайте на веб-сайт: https://chai-blog.ru/.