Россия первой в мире признала киберспорт официальным видом спорта — еще в 2001 году. Потом решение отменили, но в 2016-м вернули киберспорт в нужный реестр — теперь соревновательные видеоигры официально такой же общенациональный вид спорта, как хоккей или футбол. Впрочем, в индустрии и без этого крутились большие деньги.
Основные дисциплины
Dota 2
Выросла из фанатской модификации для старой стратегической игры Warcraft 3. Две команды героев (рыцари, волшебники и более экзотические персонажи вроде мифического Царя обезьян) сражаются на большой арене с монстрами, чтобы прокачаться, а затем вступают в схватку между собой.
Крупнейший турнир: The International
Призовой фонд: $34 млн
Зрители: 1,97 млн
League of Legends
Очень похожа на Dota 2: игру с нуля собрала конкурирующая компания, когда жанр стал популярен. Между этими двумя играми существует неформальное соперничество — в частности, LOL популярнее в мире, а DOTA 2 в России — благодаря успехам русскоязычных игроков.
Крупнейший турнир: Worlds
Призовой фонд: $2,4 млн
Зрители: 3,8 млн
CS:GO
Новая версия той самой «контры», знакомой всем, кто вырос в нулевые и засиживался в подвальных компьютерных клубах спальных районов. Командный шутер по мотивам современных войн — условный спецназ сражается с обобщенными ближневосточными террористами.
Крупнейший турнир: Majors
Призовой фонд: $1 млн
Зрители: 800 000
StarCraft / StarCraft 2
Стратегические игры про войну космических реднеков будущего с двумя разновидностями агрессивных пришельцев. Именно с первого «Старкрафта» начался большой киберспорт. Фантастически популярны в Корее — лучшие игроки становятся общенациональными знаменитостями, например Ли Дже Дон, более известный под псевдонимом Jaedong, который состоит в команде Evil Geniuses.
Крупнейший турнир: ESL Pro Tour
Призовой фонд: $2,1 млн
Зрители: 80 000
Super Smash Bros.
Серия игр про драки между персонажами всех франшиз японской компании Nintendo. Мультяшные персонажи выглядят несерьезно, но схватки здесь вполне напряженные. Файтинги — более нишевый жанр, но и более старый: первые соревнования начались еще в 1980-е, в эпоху игровых автоматов.
Крупнейшие турниры: Tech Republic V, Icarus VI, Stunfest
Любительские турниры в год: более 3000
Кем можно быть в киберспорте
Игрок
Для тех немногих игроков, которым повезло пробиться на национальный и мировой уровень, киберспорт становится полноценной работой. Фанаты запоминают их победы, другие профессионалы узнают их по манере игры. Успешные команды иногда перекупают их друг у друга (как в футболе, правда, пока не за такие баснословные деньги). Все как в другом большом спорте — полноценная спортивная карьера.
Болельщик
Крупные турниры собирают огромные стадионы. Арены устроены так, что игроки не слышат зрителей — чтобы не нарушать концентрацию, — но могут их видеть. Русскоязычных болельщиков в мире любят — они с удовольствием болеют за всех, кто им нравится. А вот китайские фанаты, например, принципиально поддерживают только китайские команды, даже когда те начинают проигрывать.
Тренер
У каждой уважающей себя команды есть тренеры, коучи, аналитики и статсмены — люди, которые досконально разбираются в игре, натаскивают спортсменов, разрабатывают тактику, анализируют прошедшие матчи и помогают адаптироваться к мелким изменениям правил (в киберспорте такое бывает довольно часто). Некоторые тренируют любителей — тех, кто не собирается выступать на чемпионатах, но устал проигрывать друзьям.
Диетолог
По мере увеличения призовых фондов успешные команды, по примеру футбольных и баскетбольных, обрастают персоналом — массажистами, врачами, фитнес-тренерами, диетологами и другими специалистами, которые помогают игрокам быть на пике физической и интеллектуальной формы. Российский государственный университет физической культуры и спорта даже проводит исследования на эту тему.
Комментатор
В киберспорте сформировалась своя плеяда комментаторов — на лету объяснять зрителям тонкости происходящего здесь не менее важно, чем в футболе, а эмоциональные моменты, требующие кричать вместе с толпой: «Давай, давай! Не могу поверить, что он сделал это на наших глазах!», случаются не реже, чем в боксе. У многих комментаторов, как и у игроков, есть свои преданные фанаты.
Разработчик
По понятным причинам киберспорт как никакой другой позволяет тренироваться с помощью цифровых инструментов. Есть множество тренировочных программ — например, очень популярная аналитическая платформа spectral.gg, которую создал разработчик из России Илья leamare Силаков-Волынский; российский стартап L2P первым в индустрии начал применять для обучения игроков нейросети.