Перед создателями экранизаций популярных книг стоит непростая задача – как им перенести книжную историю на экранный формат, при этом не получив моря критики от читателей. Люди, которые перечитывали любимую книгу вновь и вновь, очень трепетно относятся к деталям, и, к сожалению, фильмы чаще всего отбрасывают многих из них.
Это верно и для «Гарри Поттера», который вырезал очень много интересных моментов из исходного материала. «Орден Феникса», самая большая книга, получила самый короткий фильм. И в этом материале я хочу встать на защиту создателей фильмов и разобрать сцены, которые решили оставить за кадром по вполне справедливым причинам.
Приятного чтения!
Предыстория Мародёров
Третий фильм стал «первым из», который опустил многие ценные куски информации. Однако, «Узник Азкабана» – книга, наполненная различными событиями, и создателям фильма пришлось справедливо от чего-то отказаться.
Поклонники были разочарованы тем, что в фильме практически отсутствует хоть какая-то информация о Мародёрах. Однако, поскольку большая часть этой информации была передана в книгах в устной форме, у создателей был выбор: либо передать информацию через флэшбеки (что потребовало бы нанимать дополнительный каст, и далеко не факт, что он бы сохранился для будущих фильмов), либо же чрезмерно растягивать фильм посредством долгих разговоров, либо ограничиться очень маленькими упоминаниями. Создатели справедливо выбрали третий вариант.
Кубок мира по квиддичу
Проблема квиддича в том, что снимать его очень дорого, ресурсозатратно и неудобно для самих актёров. Так что каждый матч, даже самый эпизодический, обошёлся бы создателям в большую головную боль.
По этой причины многие игры были вырезаны («Орден Феникса» вообще не включил квиддич, хотя в этой части он играл важную роль как для Гарри, так и для Рона»). «Кубок огня» не стал исключением. Нам коротко показали, как Гарри и друзья прибывают на матч, показали события после, но вот саму игру решили оставить за кадром. Обидно? Да, ведь финальная игра получилась захватывающей. Так ли она важна для сюжета? Не совсем. От самой игры решили отказаться, сэкономив экранное время для более важных сцен.
Гражданская Ассоциация Восстановления Независимости Эльфов
Домовые эльфы были частыми гостями в книгах, но после того, как Добби появился в «Тайной комнате», про домовиков забыли вплоть до последней части. Во многом причина их отсутствия проста – сложное CGI, создание которого отнимает слишком много сил.
По этой причине зрители не узнали о Гражданской Ассоциации Восстановления Независимости Эльфов, которую создала Гермиона с целью освободить всех домовиков (даже против их воле). Гермиона решила создать это движение после того, как она вместе с Гарри и Роном побывала на кухне и узнала, что вся еда, внезапно, не берётся из воздуха, а её готовят сотни домовиков. Эта сцена в целом не так важна для сюжета, а теперь представьте затраты на создание сотен домовиков сразу.
Ярость Гарри
Концовка «Ордена Феникса» получилось опустошающей – Гарри, который только-только обрёл близкого человека в лице Сириуса, потерял его. Книги хорошо показали, насколько сильно было разбито сердце Гарри. Не в силах принять случившееся, разъярённый Гарри начинает крушить кабинет директора, а внутренний монолог показал, насколько тяжело было Гарри.
Фильмы опустили этот момент, и в целом сделали справедливо. Главная причина – зритель не может заглянуть в голову Гарри, и без внутреннего монолога сцена получилась совсем иной.
Все воспоминания о крестражах
В книгах Дамблдор показал Гарри куда больше воспоминаний, чем в фильмах. Гарри видел воспоминания о матери Волдеморта, о том, как Тёмный лорд узнал о Чаше Пенелопы Пуффендуй и о том, как он вернулся в Хогвартс, чтобы попросить должность профессора защиты от тёмных искусств.
Все эти сцены не были включены в фильм, и вполне справедливо. Поскольку воспоминаний было слишком много, то перед создателями встал выбор – либо вставить всё, чрезмерно растянув фильм и потеряв темп, либо ограничиться самыми важными из них.
Гарри идёт в лес один
Одно из преимуществ книги – читатели могут заглянуть голову персонажа, проследить за его мыслями и чувствами в конкретной сцене. Фильмы же позволяют опираться больше на игру актёра, которая служит единственным инструментом для передачи внутреннего состояния.
После того, как заглянул в воспоминания Снейпа и осознал, что ему придётся пожертвовать собой, он отправился в Запретный лес к Волдеморту. В книге он прошёл этот путь один, но сценаристы, лишённые возможностей передать мысли Гарри, должны были донести до зрителей суть сцены. Из-за этого её изменили и сделали так, что Гарри быстро объясняет Гермионе и Рону план и прощается с ними.
Финальная битва
В книге финальная битва между Гарри и Волдемортом состоялась у всех на виду. Противники кружились друг вокруг друга посреди Большого зала, а все с замиранием сердца следили за ним. Гарри объяснил Волдеморту, где тот ошибся и почему ему суждено проиграть. Высокомерный Волдеморт решился на атаку, и…проиграл.
Эта сцена идеальная для книжного формата, но, возможно, она не так динамична для экрана. В книге было куда больше разговоров и меньше действия, и если бы создатели решили передать её в точности, то был бы большой риск растерять силу кульминационного момента. В фильме битва между Гарри и Волдемортом состоялась вдалеке от других глаз, и напряжение удалось передать без лишних (в формате фильма) диалогов.