Найти тему

Счастливый ученый

Когда ученый связывает жизнь с наукой? В школе, во время учебы в вузе или во время работы над первой научной статьей? История у каждого своя. На этих страницах в Год науки и технологии узнаем одну из них из первых уст. Наш собеседник — ассистент кафедры электропривода Алексей Евсеев.

— Алексей, с чего начинался твой путь в науку? Осознанно ли ты поступал на направление «Электроэнергетика и электротехника»?

— Поступая 10 лет назад в Политех, я собирался стать программистом и подавал документы только на кафедру автоматизированных систем управления. Но моя мама очень боялась, что я не поступлю, если не пройду по первой волне зачисления, и уговорила меня переложить документы на электроэнергетику. После она долго винила себя за то, что я поступил не туда, куда хотел. Ну, а сейчас я уже не представляю себя без электроэнергетики и техники, да и программирования у нас тоже хватает. Так что, пусть я поступал неосознанно, но за этот выбор я очень благодарен своим родителям.

А на втором курсе меня уже заметили преподаватели и предложили четверть ставки лаборанта на кафедре. На этом месте я постепенно приобретал навыки инженерной работы, потом включался в научные темы, учился исследовать различные объекты и направления, писать статьи, обсуждать результаты, и к концу магистратуры у меня сформировался достаточный задел для собственной научной работы, и, главное — желание создать что-то новое, свое.

— Ты — молодой ученый и совмещаешь научную работу с преподавательской деятельностью. Хотел бы ты выбрать и заниматься чем-то одним или наоборот тебе нравятся эти два направления?

— Я считаю, что эти два направления вытекают друг из друга и дополняют друг друга. Сегодня мои студенты — мои коллеги через пару-тройку лет. И для своей успешной научной работы в будущем мне нужно готовить кадры под себя. Кто-то пойдет в аспирантуру и будет со мной в команде разрабатывать штуки, кто-то пойдет в производство и будет заказчиком для моей разработки. Единственное, чего не хватает мне в такой взаимосвязи научной и преподавательской деятельностей, — внедренных в образовательную программу лекций или курсов по моей исследовательской тематике. Так бы я гарантированно готовил научные или инженерные кадры, которые в будущем продолжат ее вместе со мной.

— В период пандемии кафедра электропривода открыла «умную лабораторию». Как она работает сейчас, когда студенты в подавляющем большинстве занимаются очно? Есть ли планы по дальнейшему усовершенствованию лаборатории?

— Со снятием большинства ковидных ограничений мы не перешли полностью в очный формат — долгое время у нас проводились дистанционные курсы повышения квалификации, а сейчас некоторые группы и преподаватели частично продолжают работать удаленно. Самое ценное в «умной лаборатории» как для сотрудников, так и для обучающихся — доступные онлайн практически все время вычислительные мощности лаборатории, лицензионное программное обеспечение и технологическое оборудование. Использоваться все это может не только в образовательных, но и в исследовательских целях. Мощностей наших домашних компьютеров на исследование сложных процессов зачастую не хватает — а в «Умной лаборатории», например, имитационное моделирование проводится в десятки раз быстрее. Кстати, 12 октября мы проводим с ее помощью мастер-классы для международного сообщества IEEE, любой желающий может подключиться и понаблюдать, как она работает.

-2

— В апреле на фестивале «Вузэкофест» в ЛГТУ ты представил разработку плазменной электродуговой установки сжигания твердых отходов. Что это за установка и чем она будет полезна?

— Как говорил мой отец, хороший учитель должен объяснять сложные вещи так, чтобы понял даже маленький ребенок. Так что, если говорить совсем просто, это камера, в которой по воздуху протекает мощный электрический ток. Так мы получаем плазму температурой в несколько тысяч градусов, а ею можно сжечь разнородные отходы, разлагая их до простейших составляющих. В перспективе можно дожигать загрязненные газы, а высвобожденную от сжигания энергию или синтез-газ направлять на вторичное использование. Наши конкретные задачи в этом проекте — разработка источника питания, системы электромагнитного управления плазмой, систем управления и автоматизации всего агрегата.

— У тебя большой опыт грантовой работы. Поделись мнением, насколько удобен такой формат?

— Грантовый формат финансовой поддержки — это широко распространенный вид поддержки в проектной и предпринимательской деятельности. Для непосвященных читателей я сформулирую так: чтобы воплотить Вашу идею в жизнь, необходимо привлечь компетентов и средства для оплаты труда, закупить оборудование и материалы, оплатить публикации и регистрацию интеллектуальной собственности. А чтобы Вам выделили финансирование, нужно убедить инвесторов в том, что Ваша идея актуальна, у Вас есть научный задел, компетентные исполнители и необходимое оборудование для ее воплощения. Ну, и самое важное — убедить, что Вы знаете, как, что и в какие сроки вы будете делать. Такой формат — не просто конкурс «для самых умных», это, скорее, порядок работы, который дисциплинирует рабочий процесс, задает границы проектирования, поддерживает международные исследовательские тенденции.

— В июне в составе делегации ЛГТУ ты побывал на Международном молодежном экономическом форуме, проводившемся в рамках Петербургского международного экономического форума. Что больше всего тебе запомнилось, какие мероприятия посетил и какие примеры, увиденные там, ты бы хотел применить в ЛГТУ?

— Из посещенных встреч больше всего я отметил для себя круглый стол по вопросам организации молодежных сообществ. Из обсужденных примеров мне пришла мысль о том, что невозможно организовать работающее на результат сообщество по инициативе «сверху». В этом деле инициатива всегда должна идти «снизу» — от людей, которые больше других заинтересованы в этом результате. Например, мы — молодые ученые, первые, кто заинтересован в развитии инфраструктуры, выделении времени и средств для проведения научной работы. Соответственно, от нас в большей степени и зависит, будут ли решены эти задачи или нет. Большинство моих коллег не понимают, почему мы должны этим заниматься, но для меня ответ очевиден: через 10—20 лет именно нам нужно будет прийти на смену нынешним ведущим ученым и руководителям, и если мы не начнем решать эти задачи сейчас, то в лучшем случае мы на двадцать лет отстанем от других университетов. Так что правильное и необходимое для нас решение — это организация активного сообщества молодых ученых. Любые заинтересованные всегда могут обратиться ко мне или в Совет молодых ученых — нам очень нужны активные коллеги.

— В октябре в Минобрнауки будет проходить выставка «Энергетика будущего». Какую разработку ты повезешь в качестве экспоната? Что она из себя представляет и в чем ее польза?

— Экспонат называется «Узловой интеллектуальный агент сети гибкой передачи переменного тока». Говоря, опять же, простым языком, это электроприбор, который может накапливать и отдавать электрическую энергию. Протекающий по проводам электрический ток имеет определенную форму. Эта форма почти всегда искажается — из-за свойств потребляющих энергию электрических приборов. Чем больше величина таких искажений, тем больше энергии мы теряем. Мое устройство уменьшает эти искажения, а, взаимодействуя с другими устройствами в электрической сети, может планировать и корректировать свою работу. 12 ноября в университете пройдет выставка «ЛГТУ-Expo», где мой экспонат также будет представлен. Приглашаю всех посетить эту выставку.

— Каким ты представляешь себе идеального ученого?

— «Идеальный» ученый, как и «идеальный» человек, вряд ли существует, а если и так, то насколько объективна такая оценка? Мне по душе определение «счастливый» — счастливый ученый, счастливый человек. Это когда я встаю утром с желанием сделать что-то хорошее и полезное на работе, не нервничаю и не смотрю на часы, пока чем-то занимаюсь, не несу весь накопленный за день негатив домой и ощущаю результаты своей деятельности: чувствую, что моя работа нужна и важна, могу удовлетворить потребности своей семьи полученным заработком.

-3

— Что бы ты пожелал молодым ученым в Год науки и технологий?

— Я пожелаю нам не зацикливаться только на работе: не забывать о себе — своем здоровье, культурном и духовном росте, не забывать о семье — налаживать отношения, заводить и воспитывать детей. Ведь семья — это краеугольный камень для становления личности: я считаю, индивид может развиваться только тогда, когда у него есть фундамент и есть, для кого строить. Мне кажется, что после женитьбы я стал лучше, и я благодарен своей жене за поддержку и понимание.

#лгту #минобрнауки #интервью_лгту #молодые_учёные