Новые власти Афганистана взяли под жесткий контроль не только внешний вид женщин, но и мужчин. Недавно прочитала, что по всей стране запретили брить бороды. Брадобреи остались без работы и жалуются, что едва сводят концы с концами.
А тех, кто нарушает запрет, и это касается как мастеров, так и клиентов, ждет жестокое наказание – от избиений до тюрьмы.
Невольно заинтересовалась, как еще изменят внешний вид афганских мужчин и действительно ли эти преобразования основаны на заповедях пророков. Ведь Коран – один, а в разных странах мусульмане выглядят по-разному. Отвечая на мое любопытство, знакомый востоковед рассказал три интересных факта.
Ислам действительно уделяет внимание бороде. С сакральной точки зрения она является символом мужественности и частью первозданного естества мужчины таким, каким его создал Аллах.
Кроме того, ношение густой растительности на лице – призыв пророка Мухаммада, у которого была практическая цель – идентификация «своих» и «чужих».
В те времена огнепоклонники-зороастрийцы носили усы и, как правило, сбривали прочую растительность либо оставляли очень короткие бородки. Из-за этой особенности и появилось предписание пророка для мусульман носить окладистые бороды, но сбривать усы.
Исторический контекст помогает понять, как и почему это произошло, но если мы говорим о реалиях, то среди мусульманских ученых все же нет единого мнения о том, нужна ли борода и какой формы она должна быть.
Одни считают, что для правоверных это действие обязательное, а бритье – греховно. Другие утверждают, что это действие желательное, но не обязательное, а само бритье хотя и не является запрещенным, однако относится к категории порицаемых. Тем, кто отращивает, в основном рекомендуют, чтобы длина была не более сжатого кулака.
Отсюда и разные фасоны у мусульманских мужчин. Все зависит от того, какое учение они считают более правильным, страны, в которой проживают, и современных реалий.
В Турции, например, раньше действовал закон, запрещающий госслужащим отращивать густую растительность на лице. Не так давно он был изменен, и сейчас среди функционеров все больше бородачей, потому что для турецких мусульман это сунна пророка, которой истинно верующим должно следовать.
Аналогичная ситуация была в Египте во время правления Хосни Мубарака. Среди мусульман Ливана, Ирака и Сирии обратная тенденция. Чтобы не попасть под подозрение, как члены экстремистских религиозных организаций, мужчины все чаще берутся за бритву и ножницы.
В Казахстане ни наличие, ни отсутствие растительности на лице не является нарушением религиозных постановлений. А вот в Узбекистане и Дагестане мусульманам-бородачам приходится несладко. Они находятся под прицелом служб национальной безопасности как возможные приспешники экстремистов.
Весьма интересная особенность исламского барбершопа – запрет на окрашивание черной краской. Говорят, что поскольку борода не могла стать эксклюзивным знаком мусульман, так как носили ее и представители других религий, религиозные ученые призывали использовать хну, которая давала рыжий оттенок.
Закрашивание седины черным дозволялось в случае войны и джихада для устрашения врагов. Кроме этих исключений черная краска либо прямо запрещалась, либо порицалась. Религиозные учителя объясняют это тем, что «попытка омолодиться» – это обман, а кто обманывает, тот не является истинным сподвижником Аллаха.
Растительность на лице – дело тонкое, особенно, когда речь идет о народах, исповедующих ислам. Не ошибешься, говоря, что религия задает тон модным тенденциям, но беда, когда за дело берутся экстремисты. Так, как это происходит в сегодняшнем Афганистане.
Интересно, какие еще изменения ждут афганцев в плане моды и внешнего вида? Поделитесь мнениями в комментариях.