Найти в Дзене
Журнал не о платьях

"Это на­сто­я­щая смерть за­жи­во". Лихой английский разведчик Лоуренс Аравийский на тропе бедуинов

Источник фото: Википедия
Источник фото: Википедия

Неразгаданная история шпиона Лоуренса Аравийского

Предыдущая часть ЗДЕСЬ

Зна­ком­ст­во с сы­ном Хус­се­йна, шей­хом Фей­са­лом, бы­ло по­хо­же на лю­бовь с пер­во­го взгля­да.

«Фей­сал был очень вы­со­ко­го ро­с­та, строй­ный, по­доб­ный изящ­ной ко­лон­не в бе­лом шел­ко­вом оде­я­нии... Его ве­ки бы­ли по­лу­опу­ще­ны, а чер­ная бо­ро­да и блед­ное ли­цо слов­но от­вле­ка­ли вни­ма­ние от мол­ча­ли­вой, бди­тель­ной на­сто­ро­жен­но­сти все­го его су­ще­ст­ва. Он сто­ял, скре­стив ру­ки на ру­ко­ят­ке кин­жа­ла".

-- Как вам нра­вит­ся у нас в Ва­ди Саф­ра? -- спро­сил Фей­сал у Ло­у­рен­са.

-- Нра­вит­ся, но слиш­ком уж да­ле­ко от Да­ма­ска, -- бря­к­нул тот, и все при­сут­ст­ву­ю­щие на­сто­ро­жи­лись: Да­маск был глав­ной це­лью араб­ских по­в­стан­цев. Их де­ла не шли: ре­гу­ляр­ная ту­рец­кая ар­мия лег­ко спра­в­ля­лась с не­ор­га­ни­зо­ван­ны­ми и пло­хо во­о­ру­жен­ны­ми пле­ме­на­ми. Сво­ей не­ос­то­ро­ж­ной фра­зой Ло­у­ренс сы­пал соль на ду­шев­ные ра­ны Фей­са­ла.

-- Сла­ва Ал­ла­ху, тур­ки бли­же к нам, чем к Да­ма­ску, -- улыб­нув­шись, про­из­нес шейх. Его сви­та об­лег­чен­но вздох­ну­ла, а Ло­у­ренс с вне­зап­ной пе­ча­лью по­нял, что его за­да­ние вы­пол­не­но, ли­дер най­ден, и ему при­дет­ся опять вер­нуть­ся в Ка­ир к обы­ч­ной штаб­ной ру­ти­не.

Но судь­ба рас­по­ря­ди­лась ина­че. Ло­у­ренс по­лу­чил при­каз ос­тать­ся при Фей­са­ле в ка­че­ст­ве во­ен­но­го со­вет­ни­ка и пре­вра­тить ара­бов в вер­ных со­юз­ни­ков Бри­тан­ской им­пе­рии. Ан­г­ли­ча­не бы­ли го­то­вы дать ара­бам день­ги и ору­жие, что­бы они уда­ри­ли тур­кам в спи­ну. Ло­у­ренс дол­жен был по­мочь Фей­са­лу спло­тить бе­ду­ин­ские пле­ме­на, ко­то­рые сто­ле­ти­я­ми вра­ж­до­ва­ли друг с дру­гом, и на­пра­вить их на од­рях­лев­шую От­то­ман­скую им­пе­рию.

Ло­у­ренс су­мел убе­дить Фей­са­ла, что един­ст­вен­ная цель ан­г­ли­чан -- по­бе­да над Тур­ци­ей и об­ра­зо­ва­ние не­за­ви­си­мо­го араб­ско­го го­су­дар­ст­ва. Шейх ис­крен­не при­вя­зал­ся к лей­те­нан­ту. Фей­сал по­свя­тил Ло­у­рен­са во все тру­д­но­сти вос­ста­ния, по­се­лил в сво­ем ша­т­ре и по­да­рил ро­с­кош­ное араб­ское оде­я­ние, по­ка­зав­ше­е­ся Ло­у­рен­су "сва­деб­ным на­ря­дом".

Их со­юз ока­зал­ся не­обы­к­но­вен­но про­ду­к­тив­ным. Фей­сал воз­гла­вил ара­бов, вло­жив в их серд­ца стре­м­ле­ние к сво­бо­де, а Ло­у­ренс при­ду­мал та­к­ти­ку, с по­мо­щью ко­то­рой вос­став­шие дол­ж­ны бы­ли до­с­тиг­нуть на­ме­чен­ной це­ли. Он бы­ст­ро по­нял, что раз­роз­нен­ные пле­ме­на бе­ду­и­нов не смо­гут одо­леть ре­гу­ляр­ную ар­мию в от­кры­том бою. Ди­с­ци­п­ли­на в ар­мии Фей­са­ла хро­ма­ла на обе но­ги. По­сре­ди сра­же­ния ара­бы мог­ли по­вер­нуть­ся спи­ной к про­тив­ни­ку и отой­ти в ла­герь, сва­рить се­бе ча­ше­ч­ку ко­фе, а в слу­чае круп­ной во­ен­ной уда­чи и со­лид­ных тро­фе­ев по­в­стан­цы разъ­ез­жа­лись по до­мам, что­бы от­вез­ти на­граб­лен­ное сво­им семь­ям. Их един­ст­вен­ны­ми пре­и­му­ще­ст­ва­ми пе­ред тур­ка­ми бы­ли ско­рость и не­уло­ви­мость. Это бы­ла иде­аль­ная пар­ти­зан­ская ар­мия. Ара­бы мог­ли пре­вра­тить жизнь ту­рец­ких гар­ни­зо­нов в ад, при­бе­гая к вне­зап­ным на­бе­гам и ди­вер­си­ям.

Ло­у­ренс по­про­сил бри­тан­ский штаб при­слать ему по­боль­ше ди­на­ми­та и де­то­на­то­ров. Его глав­ной це­лью ста­ла Хид­жа­з­кая же­лез­ная до­ро­га -- тон­кая нить ци­ви­ли­за­ции, пе­ре­се­ка­ю­щая пу­с­ты­ню с се­ве­ра на юг. Пер­вые взры­вы ему при­шлось про­из­во­дить са­мо­му -- ара­бы счи­та­ли ди­на­мит край­не опа­с­ной шту­кой и бо­я­лись им поль­зо­вать­ся. Ди­вер­сии на же­лез­ной до­ро­ге ока­за­лись уда­ч­ной иде­ей -- тур­ки впа­да­ли в па­ни­ку, не ус­пе­вая чи­нить рель­сы и от­та­с­ки­вать в сто­ро­ну ис­ко­ре­жен­ные па­ро­во­зы. Ко­не­ч­но, Ло­у­ренс пред­по­чел бы взры­вать ис­к­лю­чи­тель­но во­ин­ские эше­ло­ны, но ча­с­то под от­кос ле­те­ли и пас­са­жир­ские по­ез­да. Ара­бы с ра­до­ст­ны­ми во­пля­ми гра­би­ли бес­по­мощ­ных лю­дей, а Ло­у­рен­су ос­та­ва­лось толь­ко на­блю­дать за этим. Имен­но то­г­да он за­слу­жил свое зна­ме­ни­тое про­зви­ще -- Эмир Ди­на­мит.

Вто­рой уда­ч­ной опе­ра­ци­ей Ло­у­рен­са ста­ло взя­тие пор­та Ака­ба на Кра­с­ном мо­ре. Его ок­ру­жа­ли го­ры и пу­с­ты­ни, счи­тав­ши­е­ся не­про­хо­ди­мы­ми. Ло­у­ренс с не­боль­шим от­ря­дом ус­пеш­но пре­одо­лел все пре­пят­ст­вия и за­стал ту­рок врас­плох. Те­перь ара­бы мог­ли не бес­по­ко­ить­ся по по­во­ду снаб­же­ния: ан­г­ли­ча­не не­ме­д­лен­но от­пра­ви­ли в Ака­бу во­ен­ные су­да, за­бив их под за­вя­з­ку не толь­ко ору­жи­ем и бо­е­при­па­са­ми, но и про­до­воль­ст­ви­ем, оде­ж­дой и со­лид­ным за­па­сом та­ба­ка.

По­с­ле взя­тия Ака­бы ис­ход вос­ста­ния был пред­ре­шен. Ара­бы на­ча­ли со­би­рать си­лы для ре­ша­ю­ще­го по­хо­да на Да­маск. Ан­г­ли­ча­не ус­пеш­но те­с­ни­ли ту­рок в Па­ле­сти­не, про­ры­ва­ясь к Ие­ру­са­ли­му. "Тро­пы бе­ду­и­нов тя­же­лы для ев­ро­пей­цев, -- пи­сал Ло­у­ренс, -- это на­сто­я­щая смерть за­жи­во". Он пре­одо­ле­вал сот­ни ки­ло­мет­ров по об­жи­га­ю­щим пе­с­кам, пил раз в три дня и ел раз в не­де­лю. Его му­чи­ла ли­хо­рад­ка и ди­зен­те­рия, он же­с­то­ко стра­дал из-за на­ры­вов и уку­сов на­се­ко­мых. Но он не жа­ло­вал­ся. Един­ст­вен­ный че­ло­век, спо­соб­ный по­жа­леть его, был да­ле­ко, и Ло­у­ренс, сжав зу­бы, тер­пел не­вы­но­си­мые тя­го­ты по­ход­но­го бы­тия. Ко­г­да его спут­ни­ки па­да­ли от ус­та­ло­сти, Ло­у­ренс на­хо­дил в се­бе си­лы ид­ти даль­ше. Ара­бы ува­жа­ли его за эту одер­жи­мость, счи­тая ее свя­щен­ной.

Сам он с юмо­ром и из­ве­ст­ной до­лей скеп­си­са от­но­сил­ся к их вос­хи­ще­нию. Он не был ве­ли­ким во­и­ном. В од­ном из бо­ев его уго­ра­з­ди­ло при­стре­лить из ре­воль­ве­ра соб­ст­вен­но­го верб­лю­да и вы­ле­теть из се­д­ла в са­мый раз­гар ата­ки. К сча­стью, ара­бы бы­ли так ув­ле­че­ны бит­вой, что это­го ни­кто не за­ме­тил. А во­об­ще-то он пред­по­чи­тал тай­ные рей­ды по ты­лам про­тив­ни­ка. В од­ном из них с ним про­изош­ла ужа­с­ная ис­то­рия.

Продолжение ЗДЕСЬ, подпишись на наш канал!

Юлия Рывчина (с) "Лилит"