Найти в Дзене
Sisyfos

Репин и писатели

Оглавление
И.Е.Репин "Портрет Леонида Николаевича Андреева на яхте" 1912 г.
И.Е.Репин "Портрет Леонида Николаевича Андреева на яхте" 1912 г.

Репин имел огромное количество знакомых лиц в литературных кругах. Он стремился познакомиться не только с заслуженными мастерами писательского дела, но и с новыми дарованиями, о которых ему рассказывали друзья. Для кого-то он выделял отдельное полотно, для других же-местечко в "массовке". Какие-то удавались, какие-то нет. Сохранилось множество зарисовок с разными писателями, когда те проводили свободное время в обществе художника. В дальнейшем, он использовал этот материал как этюды для больших полотен.

Репин создавал иллюстрации для литературных произведений прошлого и современности. Известны его работы, посвящённые "Запискам cyмacшeдшeгo" Н.В.Гоголя, "Герою нашего времени" М.Ю.Лермонтова, "Рассказу о семи пoвeшeнныx" Л.Н.Андреева.

Художнику было свойственно интересоваться чем-либо и кем-либо "порывами". В один момент он всей душой загорался идеей наконец-то изобразить маститого деятеля искусства, душу которого другие так и не смогли уловить, а на следующий день корил себя за это решение.

В данной статье я приведу несколько примеров картин с писателями и литературоведами, интересовавшими Илью Репина.

Всеволод Гаршин

И.Е.Репин "Портрет Всеволода Михайловича Гаршина" 1884 г.
И.Е.Репин "Портрет Всеволода Михайловича Гаршина" 1884 г.

Три полотна, разные истории, но одна ранимая душа. С писателем Репин познакомился на Троицкой улице. Дружба между ними будет невероятно крепкой, но от этого не менее трагичной. После знакомствав письме В.Латкину Гаршин сообщал:

Очень я сошелся с Репиным. Как человек он мне нравится не меньше, чем как художник. Такое милое, простое, доброе и умное создание Божие этот Илья Ефимыч, и к этому еще, насколько я мог оценить, сильный характер, при видимой мягкости и даже нежности. Не говорю о том, как привлекателен уже самый талант его.

Во время работы над первым портретом писатель читал свои сочинения художнику вслух. Все знали о такой приятной особенности Гаршина. У него всегда при себе хранилось несколько книг. Профессия Гаршина, литературный критик, и определяло ему знакомиться со всем, вышедшим только что из печати.

Очень милый факт: писатель читал довольно быстро, и Репин в процессе часто прерывал его и просил чуть-чуть "сбавить скорость".

Портрет получил диаметрально противоположные отзывы. Одни считали работу неудачной безынтересной, а самого писателя видели cyмаcшeдшим, другие-лучшей работой художника. Не зря, портрет в один момент исчез. Он считался утерянным где-то в Kиeвe до обнаружения его в Метрополитен-музее США.

В 1880-х годах Репин, увлёкшись чтение "Историей Государства Российского" Н.М.Карамзина, начинает над работу поистине легендарной картиной.

И.Е.Репин "Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 г." 1883-1885 гг.
И.Е.Репин "Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 г." 1883-1885 гг.

Художник много раз признавался, что видел в глазах Гаршина тот роковой трагизм, так называемое, предчувствие конца, предрешённости его судьбы, которые и увлекли его творческую фантазию. Взявшись за образ сына Ивана Грозного, Репин создал серию этюдов, большая часть которых посвящена именно лицу писателя.

И.Е.Репин "Всеволод Гаршин" этюд к описываемой картине
И.Е.Репин "Всеволод Гаршин" этюд к описываемой картине

Полотно было завершено и представлено публике. Сам Александр lll пришёл посмотреть на новое творение. Но, по воспоминаниям приблежённых, император с самого начала был настроен присечь новое художественное переложение истории. Первая в Российской Империи запрещённая к показу картина. Член Государственного совета Константин П.Победоносцев писал:

Удивительное ныне художество — без малейших идеалов, только с чувством голого реализма и с тенденцией критики и обличения. Прежние картины того же художника Репина отличались этой наклонностью и были противны. А эта его картина просто отвратительна. 
И.Е.Репин "Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года" здесь можно найти и самого К.П.Победоносцева. Он смотрит прямо на зрителя, нервно переминая руки
И.Е.Репин "Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года" здесь можно найти и самого К.П.Победоносцева. Он смотрит прямо на зрителя, нервно переминая руки

Гаршин был восхищён работой художника. Он называл полотно одной из лучших его работ. Но сам сюжет тяжело повлиял на душевное состояние писателя. Упомянутое выше чтение также составляло изучение медицинских трудов по психологии. Гаршин пытался обнаружить определение для его серьёзного недуга разума.

Политические процессы захватили разум писателя. Жестокость приговоров судов привели его к помешательству.

И.Е.Репин "Не ждали" 1884-1888 гг.
И.Е.Репин "Не ждали" 1884-1888 гг.

Лицо ссыльного народовольца художник переписывал не раз. Но последний вариант, предложенный Павлом Третьяковым, являет собой сочетание черт именно Гаршина.

Писателя с регулярность посещали приступы, которые лишали его рассудка на увеличивающийся с каждым разом промежуток времени. Его пытались лечить. Но 5 апреля 1888 года в возрасте 33 лет он бросается с лестничной площадки...

И.Е.Репин "Гаршину" карандаш, акварель
И.Е.Репин "Гаршину" карандаш, акварель

Последний портрет Гаршина был также выполнен Репиным для журнала "Красный цветок".

Леонид Андреев

И.Е.Репин "Портрет Леонида Николаевича Андреева в белой рубашке" 1904 г.
И.Е.Репин "Портрет Леонида Николаевича Андреева в белой рубашке" 1904 г.

Ещё в 1906-ом году Л.Андреев по случаю заказа своего портрета для литературного журнала обмолвился, что желал бы иметь свой портрет именно от ученика Репина Валентина Серова и ни от кого более. Судьба самого писателя не позволила реализоваться этому в полной мере. Из-за вынужденного отъезда Андреева в Европу Серов прервал свою работу. За это время в жизни писателя произошло несколько драм, среди которых cмepть жены и отъезд сына. Художник не мог продолжить, используя старые наработки. Андреев изменился до неузнаваемости. Серов завершил лишь рисунокак варелью и темперой.

В.А.Серов "Портрет Леонида Андреева" 1907 г.
В.А.Серов "Портрет Леонида Андреева" 1907 г.

Репин работу ученика оценил. К своим собственным полотнам, в особенности к портрету Андреева в белой рубахе, он относился с некоторым пpeнeбpeжeниeм. Светлые пастельные цвета, непринуждённость позы. Известно его определение: "Не портрет, а идиллия". Упоминаемое полотно сразу же после завершения разочаровало художника. Поэтому Репир сразу же перешёл к работе над следующим живописным изображением автора.

И.Е.Репин "Портрет Леонида Николаевича Андреева в красной рубашке" 1905 г.
И.Е.Репин "Портрет Леонида Николаевича Андреева в красной рубашке" 1905 г.

Оба портрета были созданы в собственном имении художника "Пенатах", куда съезжались многие деятели искусства того времени. Скорее всего, там Репин и Андреев познакомились.

Фото (слева направо): И.Репин, В.Стасов, Л.Андреев, М.Горький, И.Тарханов 1904 г. Пенаты
Фото (слева направо): И.Репин, В.Стасов, Л.Андреев, М.Горький, И.Тарханов 1904 г. Пенаты

Вторая работа автору показалась более удачной. Видна решительность ещё несломленного автора. Красная рубашка-простой образ бунтующей души, работает в союзе пожаром зелени второго плана.

Первый русский экспрессионист высоко ценил работы обоих мастеров портретного жанра. Впоследствии Андреев позировал Репину для портрета 1912 года.

Если Вам понравилась статья, то можете поддержать автора. Я продолжу серию. Ещё слишком много интересного осталось. Спасибо за прочтение.

Ваши лайки, комментарии и подписка-лучшая помощь!

#искусство #живопись #истрия #культура #писатели #художники #известные личности #интересные факты