Найти тему
Rock AD

64 Allman Brothers Band — Whipping Post

Оглавление

Год выхода: 1969. Продюсер: Том Дауд

Atlantic Records
Atlantic Records

Идет 1969 год. Братья Оллман остановились у своего приятеля в Джексонвилле, штат Флорида. И вот посреди ночи Грегг Оллман очнулся ото сна, потому что в голове назойливо звучала какая-то музыка и почти готовый текст. Поскольку в соседней комнате находился его коллега по группе Берри Окли со своей женой и новорожденным ребенком, Грегг знал, что ему следует вести себя тихо, чтобы успеть записать свои идеи прежде, чем в доме начнется суета. Однако он никак не мог найти бумагу и ручку, так что в итоге пришлось писать текст и делать в нем пометки, используя единственные подручные средства — гладильную доску и обгоревший конец спички. Так зародилась песня, которая впоследствии станет классическим треком Whipping Post. Для трека о мужчине, беспомощно ожидающем новых пыток от предавшей его женщины, слова, нацарапанные пеплом, казались уместным поэтическим началом.

Как и многие классические песни, в первоначальном варианте Whipping Post звучала совсем по-другому. Гитарист Дики Беттс вспоминал: «Когда Грегг принес ее нам, это была типичная баллада — настоящий меланхоличный медленный блюз». Однако вскоре придуманная басистом Окли вступительная фраза двинула песню в новом направлении. Whipping Post звучала необычно для рока, потому что имела нестандартный размер. Или даже два — 11/8 во вступлении и 12/8 в куплете.

«Я просто случайно набрел на них», — вспоминал позже Оллман. — «До конца я не понимал, что делаю. И просто делал это. Мой брат сказал: «Чувак, это здорово. Не знал, что ты так шаришь в музыке». Я попытался сумничать в ответ, что-то вроде: «А что такое размер 11/8?», а Дуэйн просто говорит: «Ну, хорошо, тупица, я попытаюсь нарисовать тебе это на бумаге».

Путевые звезды: от Allman Brothers Band сбежала последняя электричка || Getty
Путевые звезды: от Allman Brothers Band сбежала последняя электричка || Getty

Запись песни проходила в августе 1969 года на студии Atlantic Studios в Нью-Йорке, и чтобы запечатлеть ее на пленке потребовался целый день. Первоначально хронометраж трека составлял 5:17. Но как только группа включила композицию в концертный сет-лист, она превратилась в смесь блюза, рока, фанка и фьюжн-джаза, а ее длина увеличилась в четыре раза, (окончательной считается 22-минутная версия, исполненная на выступлении в Fillmore East в 1971 году).

Если выбирать у Allman Brothers Band только одну песню, которая наиболее полно олицетворяет их концепцию «попадания в ноты» и демонстрирует фирменное взаимодействие и музыкальную телепатию участников группы, то это Whipping Post. С тех пор они исполняли ее на каждом концерте, и ни разу не было двух абсолютно одинаковых версий.

И хотя Allman Brothers Band по праву гордились этой песней и могучим наследием импровизаций на ее основе, они настойчиво сопротивлялись навешиваемым на них ярлыкам. «Я столько раз слышал это проклятое выражение «джем-бэнд», — сказал мне как-то Грегг в интервью. — «Это полная чушь! Оллманы никогда не были джем-бэндом. Мы группа, которая любит поджемовать».

Вернуться к списку «100 величайших песен в истории рока»