Продолжаю рассказ об истории возникновения и развития американских публичных корпораций по мотивам книги William G. Roy. Socializing Capital: "The Rise of the Large Industrial Corporation in America".
Предыдущая статья:
В которой я показал, что первые американские корпорации, появившиеся еще в колониальное время , создавались штатами для выполнения общественных неприбыльных функций: церкви, университеты, библиотеки. Впоследствии деятельность корпораций была расширена на различные инфраструктурные проекты: постройка дорог, мостов, каналов, водоснабжение и так далее. В большинстве своем инфраструктурные корпорации учреждали и владели штаты?
Как же произошел переход корпораций из государственной формы в частную?
В этом существенную роль сыграл экономический цикл.
В первой части я упоминал сверхуспешный проект государственной корпорации штата Нью-Йорк по строительству канала: река Потомак - озеро Эри.
Следуя этому успеху и другие штаты начали организовывать строительство похожих каналов. Сооружение каналов также производилось через государственные корпорации. В частности канал штата Пенсильвания, даже скорее система каналов, Pennsylvania Canal system
Состояла эта транспортная система не только из водных путей, но и участков уже набиравшей силу железной дороги.
К началу 19 века в Пенсильвании развилось два основном города: Филадельфия, как торговый и финансовый центр на берегу океана и внутренний промышленный Питтсбург. Но основное население штата занималось сельским хозяйством. Политическая система Пенсильвании была очень конкурентной и не одна партии не имела доминирующей власти.
Власти штата всегда считали, что активное способствование экономическому росту входит в их непосредственные обязанности. С начала 19 века в этих целях штат организовал несколько государственных предприятий:
- Пенсильванский банк с капиталом в 1 млн долларов США.
- Более 150 различных корпораций с общим капиталом до 6 млн долларов США.
Хотя в большинстве своем эти корпорации были нацелены на стимулирование экономического роста, многие из них платили дивиденды, особенно банки, что составляло существенную прибавку к бюджету. Штат активно назначал директоров в корпорации, где имел долю.
Под влиянием успеха канала, построенного в соседнем штате, в 1824 году организовывается Pennsylvania society for the Promotion of internal improvements in the Commonwealth (Пенсильванское общество содействия внутренним улучшениям в Содружестве). Лидерами общества состояли:
- Главный судья William Tilgman
- Банкир Nicholas Biddle
- Публицист и экономист Mathew Carey.
При поддержке местной элиты и муниципалитетов общество пролоббировало в Конгрессе штата согласие на строительство канала.
При этом ни у кого не было сомнения, что заниматься этим должна государственная корпорация. Различия были только в мотивации. Одни утверждали, что собрать столько частного капитала для столь рискованного дела не представляется возможным, а другие, что частные капитал нельзя допускать к такому важному общественному институту, как канал, ибо он будет работать ради прибыли, а не на общее благо.
После организации корпорации первые директора были назначены губернатором. Впоследствии в 1830-х годах права по назначению директоров были переданы законодательному собранию. А в 1844 году директора вообще стали избираться всеми гражданами штата. Но даже в этом случае права совета директоров были очень ограничены и самые важные вопросы решались законодателями.
Попытки учета интересов всех муниципалитетов и общин штата привели к тому, что из первоначальной цели: соединение главных городов штата, Филадельфии и Питтсбруга, проект разросся до разветвленной сети каналов и железных дорог и существенно превысил первоначальную стоимость.
Канал был открыт в 1834 году и сократил время проезда от Филадельфии до Питтсбурга с 23 дней до 4-х. Расстояние между этими двумя городами по прямой 412 км, по современным дорогам 531 км.
Некоторые зарисовки построенной транспортной системы:
Депо железной дороги между городами Филадельфия и Колумбия.
Расписание участка Филадельфия - Колумбия 1837 года.
Пассажир тратил на проезд 7 с половиной часов.
Железнодорожный участок вверх к Belmont Hill:
Локомотивы, используемые на железнодорожных участках
При всех этих инженерных достижениях Система каналов Пенсильвании столкнулась с экономическими трудностями.
Через несколько лет после запуска Main Line в США случилась финансовая паника 1837 года, а за ней и депрессия продолжавшаяся до 1844 года.:
По результатам инфраструктурных инвестиций долг Пенсильвании достиг $ 24 589 743.
Депрессия сократила экономическую активность и снизила поступления от транспортной системы.
Штат выплачивал на обслуживание долга $ 1 169 455 в год при поступлениях от Канала всего $648 557.
После выхода из кризиса в средине 1840-х годов система каналов уже начала проигрывать новым технологиям: сплошным железным дорогам. В обществе взяли верх идеи о продаже государственных предприятий частным корпорации. Сперва этот вопрос выносился даже на референдум в 1844 году. Штат запросил за Систему Каналов 20 млн. долларов США. Но покупателей не нашлось. И только в 1857 году штат продал Main Line за 10 млн. долларов США и дополнительные налоговые льготы конкурентам в лице Pennsylvania Railroad.
Финансовые трудности постигли многие американские штаты, активно развивавшие инфраструктурные государственные корпорации.
Для финансирования строительства каналов штаты активно привлекали долг:
- кредиты подрядчикам
- облигации инвесторам, как внутренним, так и иностранным
Впоследствии многие штаты прошли через дефолт своих облигаций. В Европе в это время облигации американских штатов котировались дешевле, чем государств Латинской Америки.
Так в США закончилась эпоха государственных корпораций и на арену вышли частные корпорации в лице железных дорог.
Об этом будет рассказ в следующей части.
Продолжение
Оглавление всей серии:
Удачи и трезвого анализа в ваших инвестициях!!!
P.S. Подписывайтесь на мой телеграмм-канал: