Найти тему

Spotify - Услышать весь мир (2 часть)

Оглавление

Разберём в целом Spotify что в нём нравится пользователям.

Дизайн

Кристиан Вильссон, художник-иллюстратор в «Stardoll», рисует для Даниэля наброски логотипа с выпрыгивающей «o» с радиоволнами, символизирующими стриминг в начале 2006 года за 6 тысяч шведских крон.

Первоначальный оттенок зелёного — салатовый — выбрал дизайнер Расмус Андерссон. Затем изменили его на холодный изумрудный оттенок. Современный дизайн сервиса использует принципы ориентированный на пользователя проектирования. Пользователи сервиса склонны слушать музыку в одних и тех же повторяющихся днём за днём условиях: по одним и тем же причинам, с теми же настроениями в одних и тех же местах на определённых устройствах. Опыт взаимодействия сфокусирован на предельной понятности и минимализме.

-2

Плейлисты

Пользователи могут создавать плейлисты, делиться ими с другими пользователями, а также совместно редактировать их. В настоящее время в «Spotify около 2 миллиардов плейлистов, созданных как пользователями, так и кураторами. Раньше обычный пользователь мог сохранить не более 10 000 песен в плейлисты, однако 27 мая 2020 года Spotify объявил, что теперь в собственную библиотеку пользователей можно добавлять неограниченное количество музыки.

К 2017 году 70 % прослушиваний происходит через плейлисты, контролируемые редакторами. Лишь небольшая часть официальных плейлистов посвящена тому или иному музыкальному жанру, главным фокусом плейлистов стали события или настроения. Такие плейлисты производятся компаниями, принадлежащими крупным лейблам «Filtr» («Sony»), «Digster» («Universal»), и «Topsify» («Warner»). Включение в любой официальный плейлист гарантирует попадание в чарты.

Для поиска новых артистов «Spotify» анализирует 20 000 музыкальных блогов и выбирает повторяющиеся новые имена. Свежие загрузки этих артистов отправляются в рекомендации нескольким тысячам пользователям, и, если композиции не пропускают при воспроизведении, их прослушивают редактора-сотрудники компании. Певица Lorde и группа «Greta Van Fleet» стали известны именно благодаря этому алгоритму, хотя их упоминания в блогах были оплачены лейблами.

Авторские отчисления

«Spotify» не перечисляет роялти напрямую артистам. Для использования сервиса музыкантам необходим либо контракт с любой звукозаписывающей компанией, либо контракт с одним из нескольких авторизованных агрегаторов (Предпочтительные: «DistroKid», «CD Baby», «EmuBands», «Record Union»).

Выплаты артистам, которые подписаны на лейбл и выплаты независимым артистам, загружающим музыку самостоятельно, разнятся. Лейбл получает фиксированную сумму за прокат лицензий в год и делит её на все воспроизведения всех своих артистов. Так, «Universal» получил 2 миллиарда за два года 2017—2018.

Средний доход музыканта в 2019 году за одно проигрывание одного трека слушателем составляет 0,00437 $. Одна из самых популярных виолончелисток Зо Китинг за проигрывания её музыкальных произведений 2 252 293 раз с 2013 по 2018 годы получила от «Spotify» 12 231 доллар.

Эксперимент «MIT» показал, что вопреки озвученным в правилах выплат необходимым 30 секундам воспроизведения, 25 секунд также оплачиваются. По данным «ADAMI», доход от одного воспроизведения в 22 раза больше, чем получает исполнитель, при том, что компания отчисляет лейблам 70 % дохода. По данным «Французского синдиката звукозаписи» и британского аудитора «EY», лейблы получают 73 % платежей подписчиков и отчисляют авторам — 16 %, а исполнителям — 11 %.

Если артист попадёт в плейлист «Today’s Top Hits» с 20 миллионами подписчиков, число прослушиваний на самом деле приблизится к 20 миллионам, что равно 116—163 тысячам долларов США и высокому месту в чарте «Billboard Hot 100».

Особенности разработки

При разработке сервиса использована «Spotify Model» —фреймворк разработки программного обеспечения на принципах agile. Разработка делится на независимые группы 30-200 разработчиков, внутри которых существуют свои группы с жёсткой структурой чётко определённых ролей и лидером. Группы не согласовывают свои действия снизу вверх, а только получают задания сверху.

Архитектура сервиса изначально писалась на языке «С++», потом разработчики перешли на «Python» и «Java».

В 2014—2016 построены четыре дата-центров (в Стокгольме, Лондоне, Сан-Хосе и Ашберне). Вдобавок к дата-центрам, используются пять точек обмена интернет-трафиком (в Стокгольме, Лондоне, Амстердаме, Франкфурте и Ашберне) и арендовано множество локальных сетей CDN, что обеспечивает незамедлительное воспроизведение контента. С 2016 года также арендуется «Google Cloud Platform», что стоит дешевле собственных серверов.

Унификация музыки Spotify-core

Журналист «The New York Times» Джон Караманика первым употребил термин «Spotify-core» (по аналогии с «Hard Core») для обозначения нового жанра музыки, созданного для увеличения количества воспроизведений.

Треки Spotify-Core характеризуются:

  • короткой длиной трека, чтобы подстегнуть повтор воспроизведения (так, «Mine» певца Баззи длится ровно две минуты, а «Old Town Road» рэпера Lil Nas X — 1:53) при возросшем количестве треков в альбоме;
  • отсутствием вступлений;
  • Хуком в первые 30 секунд, чтобы слушатель не перешёл к следующей песне до того момента, как будет засчитано оплачиваемое воспроизведение;
  • Повтором куплетов два раза подряд;
  • Инфицированностью (средним темпом и громкостью) для попадания в популярные плейлисты фоновой chill музыки;
  • однообразностью аранжировок: EDM в стиле R3hab, или монотонный хип-хоп в стиле Дрейка;
  • текстами песен, сфокусированными на эмоциональном переживании с мягким, интимным вокалом;
  • возросшей частотой песен-коллабораций, ремиксов и каверов.

По мнению журналистов, сфокусированный на алгоритмах «Spotify-core» ограничивает возможности творческого роста музыкантов, не входящих в 10 % самых популярных артистов. В то же время, унификация музыки в многочисленных плейлистах позволяет намного большему количеству артистов использовать стриминг в качестве основного источника заработка благодаря тому, что слушатели перестают уделять внимание известности имени исполнителя.

Отношение с Apple

-3

После своего запуска в 2008 году, «Spotify» быстро стал популярным в Европе и увёл часть пользователей у «iTunes», принадлежащим «Apple». Даниэль Эк утверждал, будто бы в конце 2010 года ему звонил генеральный директор «Apple» Стив Джобс и несколько минут дышал в трубку. По информации журналистов «Svenska Dagbladet» и по заявлениям Шона Паркера, «Apple» с 2010 года препятствовал запуску «Spotify» в США.

В июле 2015 года приложение «Spotify» для iOS без функции оплаты отклонено «Apple», которая получает 30 % с каждой транзакции. «Spotify» пишет письмо Евросоюзу о несправедливой конкуренции, которое рассмотрено лишь в 2017. Евросоюз решает создать комиссию по рассмотрению дела.

В марте 2019 года Даниэль выступает перед Европейской комиссией и комиссаром по конкуренции, рассказывая, что «Apple», являясь одновременно и владельцем единственного магазина приложений для «iPhone», и владельцем конкурирующего сервиса музыкального стриминга, имеет конфликт интересов и своим требованием выплачивать всеми приложениями 30 % дохода нарушает справедливую конкуренцию. Комиссия принимает жалобу к рассмотрению.

«Apple» в пресс-релизе ответила на претензии, что является коммерческой организацией и на все приложения распространяются одинаковые правила пользования магазином «iTunes»; снижать тридцатипроцентную ставку для музыкальных приложений будет несправедливо по отношению ко всем другим приложениям.

Послесловие

Это была вторая часть статьи о Spotify. В следующей я расскажу минусы Spotify и о своём опыте использования.