Идея сплава по верховьям Камы возникла не на пустом месте. Во многом, это родные края, где родились и жили наши предки: дедушка по маминой линии выходец из деревни Бабиково, что недалеко от Баталово; бабушка из деревни Бартово - ныне часть села Лойно. Долгие годы они жили в поселке Рудничном, некогда прогремевшем на весь Советский Союз своим фосфоритным производством, куда доводилось приезжать на летние каникулы и отпуска. В местных окрестностях, от устья речки Волосницы и до впадения в Каму Нырмыча, мы нередко рыбачили и вдохновлялись таежной природой. Уже тогда сложились первые предпосылки к сплавной деятельности.
Окончательное решение было принято весной 2020 года. За плечами уже висело пару речных путешествий - по Моломе (Кировская область) и Вишере (Пермский край). А репортаж Дениса Логиновского, опубликованный на сайте «Родная Вятка», с блестящим описанием водного маршрута от Афанасьево до Волосницы, ещё сильнее подтолкнул нас вперёд.
Середина июля. Забрасываемся из Кирова к деревне Часовня (Афанасьевский район). У реки нас встречает деревянный понтонный мост, а за ним непривычная - мелкая, заросшая и каменистая Кама.
До темноты остается несколько часов, осваиваем первые перекаты, ловим мелкого окуня и щуку в небольших ямах и заводях. Останавливаемся на ночлег на галечнике у деревни Лаврушата.
Ночь протекает под грохот молний, к утру устанавливается ясная погода.
Перед Ванино Кама заметно расширяется. Тут же стоят рыбацкие заколы.
Проплываем местную старицу, подобных на реке встречается много.
После серии небольших перекатов входим в нежилую зону. На левом крутом берегу показывается домик.
Внутри висят топографическая карта и большой снимок со спутника окружающей местности. С внешней стороны ведется видеонаблюдение. Правее находится высокий глиняный выступ под которым лежит глубокая яма. Прыгаем с выступа прямо в реку, купаемся. У одного товарища при ударе об воду тонут очки. Долго ныряем, но поиск не дает результата. Запаса нет, поэтому до самого конца маршрута он плывет почти незрячим.
После очередной гряды плесов, замечаем по правому берегу старую телевизионную антенну, торчащую из под макушек ивняка. Это заброшенная деревня Зяблово, посещаемая теперь лишь охотниками и рыбаками.
Далее от деревни раскидываются живописные коренастые ельники. Близится граница Афанасьевского и Верхнекамского районов.
На подходе вечер. Встречаем трех рыбаков, сообщающих, что приехали в это глухое место по дороге из Чулы через кладбище. Факт нахождения поблизости неизвестного населенного пункта и места захоронений добавляет изюминку мистики к уходящему дню.
На ночлег встаем у самой границы районов.
Утро нового дня наступает весьма типично для верхней Камы: легкий туман, серость, холодные ванильно-алые тона в небе.
Впереди у нас самые живописные места - уверенно «летим» вперёд.
На подходах к Мининской старице по берегам реки нависают вековые сосны и ели. Ощущается отдаленность от цивилизации.
Вскоре за поворотом показывается промысловый кордон, стоящий на месте утраченной деревни Мининская. Начиная отсюда по Каме тянется серия относительно сильных перекатов. Один из них уносит наши лодки от вышедшего на берег мужичка, пожелавшего принять нас в гости. Увы, возможности пришвартоваться не находится, причаливаем в конце переката на противоположный берег, где строится новый деревянный дом.
За обедом встречаем мужчину на тракторе. Дом он строит для друга, а материалы в этот глухой угол возит из Кирса. Совершенно нетривиальная история.
По завершению трапезы, купаемся на перекате и снова отправляемся в путь. Почти сразу же, в одном из завалов, попадается трехкилограммовая щука, организуем фотосессию и отпускаем красавицу.
Впереди показывается небольшой белый яр, за которым быстрой струей нас чуть не вминает в крутой берег.
Дальше течение успокаивается и после тихого непродолжительного плеса открывается местная достопримечательность - массивный песчаный яр с девственно чистым сосновым бором. В народе оба яра прозвали «Бельцы».
Поднимаемся наверх, созерцаем дивный камский простор.
В продолжении пути берега понижаются. Однако местность рядом с впадающими в Каму лесными речушками по-прежнему диковата и живописна.
В окончании дня встречаем молодую пару, отдыхающую на галечнике, и вручаем скромный улов. Обустраиваем ночлег в окрестностях поселка Ожмегово.
На утро добираемся до поселка. Река здесь поменяла русло, поэтому идти от берега приходится в районе километра. На песчаной горке ловим мобильную связь и отзваниваемся родным. Дальше держим курс к местному магазину, где закупаем «Колокольчик», «Буратино» и первоклассные сосиски.
Сам поселок основан в 1928 году как спецпоселение для ведения лесозаготовительных и сплавных работ. До перестройки представлял собой большой и всесторонне развитый провинциальный населенный пункт. Сейчас его лучшие годы далеко позади.
Местность, на которой стоит Ожмегово, приятно удивляет красотой окрестных боров, песчаной почвы и одиноких вековых тополей.
Размяв ноги, плывем дальше.
Берега поочередно повышаются, образуя отвесные, высотой, приблизительно, до 10 метров, стены. В одном из поворотов у очередной старицы показывается массивный крутой песок в два человеческих роста, а напротив - берег страшного вида, сложенный глиной черного, красного и кремового цветов и изрезанный заваленными березами. Его мы прозвали «Мордор».
В окончании «Мордора» проходим заключительный перекат, после которого Кама окончательно меняет характер. Теперь это полноводная тихая река с просторными пляжами и крутыми глиняными берегами, закладывающая ошеломительные петли. Становится больше смешанного леса. Начинает ловиться белый хищник - голавль и язь. И если первый попадается часто, то второй не больно спешит клевать, а оказавшись на крючке - быстро и хитро срывается.
Под вечер четвертого дня останавливаемся на пляже и организуем лагерь. Здесь же созерцаем следы волка-одиночки, недавно проходившего по песку.
За ночь погода меняется: приходят тучи, накрапывает дождь.
Принимаем решение насесть на весла, игнорируя рыбалку, фото- и видеосъемку. Череда речных излучин и почти мертвое течение выбивают из сил. Спустя уйму времени добираемся до устья Волосницы и одноименного села. Идём на экскурсию.
Первое упоминание о местном погосте, предшественнике села, датировано второй половиной XVl века. В давние времена через погост проходила дорога из Москвы в Сибирь, игравшая немаловажную роль в экономическом развитии и становлении Волосницы. Позже, в советские годы, здесь располагалась пристань с которой вывозили добытую в Рудничном фосфоритную руду, а также перевалочная база, откуда в Ожмегово поставлялись необходимые товары и почта.
Более подробная информация об истории села будет опубликована в будущем.
Местная жительница, встретившая нас, рассказала, что на постоянной основе в Волоснице живет лишь один человек. Остальные приезжают на свои дачные участки в теплое время.
Прогулявшись по зеленому угору, спускаемся вниз к реке, «летим» по старым местам «боевой славы». Здесь каждый пляж, ещё со слов дедушки, имеет свое название - «Козловка», «Шарапово», «Буртечево», есть и старица, что у Баталово. Около старицы через дорогу раньше стояла автомобильная заправочная станция, которую в народе называли «Нефтебаза».
Из-за смены погоды рыба не клюет. Проплываем устье Нырмыча, за поворотом вырастает массивный холм, перегораживающий реку. За холмом в конце очередного плеса виднеется окраина Лойно. Уходим вглубь тихой излучины, готовимся к ночи.
Сладкий сон прерывает звон будильника. Впереди заключительный шестой день сплава. В окончании маршрута река закладывает пару впечатляющих петлей, словно не желая расставаться с нами. А за ними высится черно-серый, как каменный уголь, берег.
Здесь, на пороге старинного села, оканчиваем сплав.
Подводя итоги, стоит отметить, что дни проведенные в верховьях великой реки - оказались невероятно насыщенными, яркими и контрастными на события. Красота северной природы - освоенной и дикой, редкие деревеньки, поселки и села как продолжение вековых традиций наших предков, интересная и разнообразная рыбалка, легкая оторванность от цивилизации - всё это манит с непреодолимой силой обратно. И кто знает, может скоро мы снова отправимся в путь - туда, где нежным сном дремлет верхнекамский простор.