Представители прогрессивного рока — вообще-то, парни серьёзные. Все, как на подбор виртуозы да ещё обычно с солидным музыкальным образованием. Соответственно, тяготеют они к крупным и сложным формам — любят всякие помпезные сюиты, оратории, соло, длящиеся по 5 минут и тому подобный снобистский «беспредел».
Впрочем, некоторые из прог-рокеров не прочь и пошутить — в своей манере конечно. Например, если вы хотите получить настоящий заряд драйва и хорошего настроения, обязательно послушайте композицию «Hocus Pocus» голландской группы FOCUS — желательно в концертном исполнении. По отвязности эта вещь вполне сравнима с другим «хулиганским» шедевром -песней «Rock Lobster» от группы B-52’s.
По большому счёту, «Hocus Pocus» — это шутка. Её даже песней назвать можно с трудом. Ни одного слова мы здесь не слышим, хотя вокалист и голосит, аки безумный тирольский пастух, спустившийся с Альп. Эту замечательную манеру исполнения, известную, как «йодль», думаю, слышали все — и вряд ли кто-то сумел сдержать улыбку. Лично я, впервые услышал йодль в советском мультике «Самый маленький гном» (1977), где волк с помощью такого пения пытался приманить семерых козлят.
Разумеется, никакого смысла особого смысла в названии песни нет. Музыканты просто хотели, чтобы оно рифмовалось с названием группы (поначалу песню даже хотели назвать "Крокус").
Интересно, что слово FOCUS в европейских языках обычно означает «очаг, костёр, сосредоточение», а известное словосочетание «Фокус-покус» пишется несколько иначе — «Hocus Pocus». Считается, что эта выражение появилось в результате искажения следующей латинской фразы из католической мессы — «hoc est corpus (meum)» («это есть тело (моё)»). Выражение вошло в обиход базарных фокусников, а в России стало ещё и означать уловку, хитрый трюк.
Трюков в песне голландской группы хватает. По сути, её мелодия, как бы бегает по кругу. Сначала мы слышим забойный гитарный рифф, затем — барабанную перебивку, затем — йодль, переходящий в дикие вопли, после чего всё начинается заново — с нарастанием накала и различными импровизациями (например, вместо йодля начинается адская игра на флейте).
Тем, кто слышал композицию, нетрудно догадаться, что главную роль в её создании сыграли гитарист Ян Аккерман и Тийс Ван Леер — выпускник Амстердамской консерватории, певец и игрец на клавишах, флейте, аккордеоне и, Бог знает, чём ещё. Родилась песня совершенно спонтанно...
Тийс Ван Леер:
«Незадолго до отъезда в Англию (для записи второго альбома) мы репетировали в замке, и гитарист внезапно сыграл этот рифф. Затем совершенно спонтанно Пьер добавил барабанное соло из двух тактов, и я начал йодль. Он пришёл из ниоткуда; кусок чистой импровизации, вдохновленный удовольствием от совместной игры... (интересно, что до этого момента клавишник FOCUS никогда йодль не практиковал - С.К.)».
Основную часть песни записали всего за пару дублей, а позже добавили лишь несколько вокальных партий, аккордеон и безумное соло на флейте. Изначально «Hocus Pocus», как и положено прог-роковой композиции, длилась 6 минут 40 секунд и в таком виде вошла в альбом «Focus II. Moving Waves» 1971 года.
В том же году сокращённый вариант издали на сингле. Однако настоящий успех композиция снискала в 1973 году, когда её переиздали на сингле в более ускоренном темпе. В США сингл занял 9-е место, а в Британии — 20-е.
Интересно, что в том же году британская группа BLACK SABBATH выпустила сингл «Sabbath Bloody Sabbath», чей гитарный рифф очень уж напоминает гитарный рифф из «Hocus Pocus» - только замедленный.
Впоследствии «Hocus Pocus» переигрывали такие исполнители, как HELOWEEN, IRON MAIDEN, MARILLION, скрипачка Ванесса Мей, но переплюнуть оригинал им так и не удалось.
Тийс Ван Леер:
«Я горжусь другими версиями, но мне не нравится ни одна из них. У Ванессы Мэй — лучшая из всех».
***
Если вам понравилась эта статья, и вы не хотите пропустить новые, подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки, делитесь своими впечатлениями...
Автор: Сергей Курий