В прошлой статье мы разобрали большую часть песнотворцев-распевщиков.
Сегодня разберем троих: Ивана Шайдурова, Александра Мезенца и Тихона Макарьевского.
Иван Акимович Шайдуров - русский распевщик знаменного распева 1-й половины 17 века, музыкальный теоретик.
Был певчим дьяком в Новгороде, затем работал в Москве.
Знаток знаменного пения, он ввел ряд нововведений в знаменную нотацию: разработал систему русских церковных ладов-согласий, на основе чего установил киноварные пометы - знаки, указывающие точную высоту того или иного знамени. Способствовал переходу знаменной нотации к пятилинейной.
Александр Мезенец (в миру Стремоухов) - русский музыкальный теоретик 17 века
Выступал против замены знаменной нотации пятилинейной, защищая крюки. Наиболее полно изложил теорию знаменного распева в труде "Извещение о согласованейших пометах" (1668г.).
Это единственный труд, представляющий огромный интерес для исследования знаменного пения, знаменной нотации и их истории, сохраняя значение современного учебника знаменного пения, несмотря на свой 300-летний возраст.
Несколько позже, этот труд с весьма ценными примечаниями издан С.В. Смоленским под названием "Азбука знаменного пения старца Александра Мезенца". Казань, 1888 г.
Тихон Макарьевский - монах
Жил в Москве во 2-й половине 17 века. Его знаменитый труд "Ключ разумения", так называемый "двоезнаменник", т.е. свод безлинейных нот с линейными - певческие книги, написанные одновременно крюками и линейными нотами. Этот труд помогает усвоить значение знамен 17 века, поскольку Тихон Макарьевский был хорошо знаком с теорией музыки как старой, так и новой.