Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

"Друг" (СССР, 1987) и "Дрянь" (СССР, 1990)

Друг. СССР, 1987. Режиссер Леонид Квинихидзе. Сценарист Эдуард Акопов. Актеры: Сергей Шакуров, Анатолий Ромашин, Виктор Уральский, Галина Польских, Игорь Ясулович, Елена Соловей, Татьяна Кочемасова, Наталья Коренченко и др. 10,3 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Одаренный актер Сергей Шакуров безраздельно солирует в грустной комедии Леонида Квинихидзе «Друг». Спору нет, первые 20-30 минут действия картины, когда мы знакомимся с бывшим музыкантом, а ныне «профессиональным алкашом» и его говорящей собакой, смотрятся с интересом. Немало здесь и комедийных находок, удачен закадровый голос Василия Ливанова, озвучившего умного пса, который пытается вернуть своего друга-человека к нормальной жизни.

Но потом сюжет фильма как бы выдыхается, топчется на месте. По сути, материала этой притчи о потере человеком самого себя хватает только на короткометражку. Дальше картину не спасают от банальности ни замечательная игра Сергея Шакурова, ни песни Александра Розенбаума...

Александр Федоров

-2

Дрянь. СССР, 1990. Режиссер Анатолий Иванов. Сценарист Сергей Устинов. Актеры: Олег Фомин, Мария Селянская, Вячеслав Баранов, Александр Мартынов, Эрнст Романов, Анатолий Лукьяненко, Игорь Слободской, Виктор Плют и др.

Авторы фильма «Дрянь», в отличие от многих своих коллег, неплохо усвоили зависимость зрительского успеха от возрастного ценза конкретного фильма. Разумеется, им ничего не стоило сделать сцены в притонах наркоманов более непристойными и сексуальными, а драки — более крутыми. Однако гриф «Для взрослой аудитории» наверняка закрыл бы доступ к «экранной информации» какой-то части 10-12-летних подростков, составляющих немалую часть публики.

Вот почему режиссер Анатолий Иванов ограничился в основном «знаковыми» штрихами фривольности и сосредоточил свое внимание на традиционном «экшн» динамичного боевика о мужественном парне, вернувшемся с войны и вступившем в единоборство с мафиози...

Олег Фомин в этой роли пользуется наработанным в фильме «Меня зовут Арлекино» материалом, правда, с оглядкой на "Рэмбо".

На все эти вполне условные перипетии, наверно, было бы скучно смотреть, размахнись режиссер на метраж «Трагедии в стиле рок» Саввы Кулиша. Но, слава Богу, у него хватило чувства меры ограничиться рамками обычного односерийного фильма. А принцип калейдоскопа всегда придет на выручку в трудную для постановщика минуту: главное — не терять темпа действия.

Фильм без претензий. Для отечественного кино это уже кое-что...

Александр Федоров