Друг. СССР, 1987. Режиссер Леонид Квинихидзе. Сценарист Эдуард Акопов. Актеры: Сергей Шакуров, Анатолий Ромашин, Виктор Уральский, Галина Польских, Игорь Ясулович, Елена Соловей, Татьяна Кочемасова, Наталья Коренченко и др. 10,3 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Одаренный актер Сергей Шакуров безраздельно солирует в грустной комедии Леонида Квинихидзе «Друг». Спору нет, первые 20-30 минут действия картины, когда мы знакомимся с бывшим музыкантом, а ныне «профессиональным алкашом» и его говорящей собакой, смотрятся с интересом. Немало здесь и комедийных находок, удачен закадровый голос Василия Ливанова, озвучившего умного пса, который пытается вернуть своего друга-человека к нормальной жизни.
Но потом сюжет фильма как бы выдыхается, топчется на месте. По сути, материала этой притчи о потере человеком самого себя хватает только на короткометражку. Дальше картину не спасают от банальности ни замечательная игра Сергея Шакурова, ни песни Александра Розенбаума...
Александр Федоров
Дрянь. СССР, 1990. Режиссер Анатолий Иванов. Сценарист Сергей Устинов. Актеры: Олег Фомин, Мария Селянская, Вячеслав Баранов, Александр Мартынов, Эрнст Романов, Анатолий Лукьяненко, Игорь Слободской, Виктор Плют и др.
Авторы фильма «Дрянь», в отличие от многих своих коллег, неплохо усвоили зависимость зрительского успеха от возрастного ценза конкретного фильма. Разумеется, им ничего не стоило сделать сцены в притонах наркоманов более непристойными и сексуальными, а драки — более крутыми. Однако гриф «Для взрослой аудитории» наверняка закрыл бы доступ к «экранной информации» какой-то части 10-12-летних подростков, составляющих немалую часть публики.
Вот почему режиссер Анатолий Иванов ограничился в основном «знаковыми» штрихами фривольности и сосредоточил свое внимание на традиционном «экшн» динамичного боевика о мужественном парне, вернувшемся с войны и вступившем в единоборство с мафиози...
Олег Фомин в этой роли пользуется наработанным в фильме «Меня зовут Арлекино» материалом, правда, с оглядкой на "Рэмбо".
На все эти вполне условные перипетии, наверно, было бы скучно смотреть, размахнись режиссер на метраж «Трагедии в стиле рок» Саввы Кулиша. Но, слава Богу, у него хватило чувства меры ограничиться рамками обычного односерийного фильма. А принцип калейдоскопа всегда придет на выручку в трудную для постановщика минуту: главное — не терять темпа действия.
Фильм без претензий. Для отечественного кино это уже кое-что...
Александр Федоров