Найти тему

О судьбе отечественного оборудования для сетей 5G. Часть V Точка бифуркации

Оглавление

И снова здравствуйте!

Первоначально опубликованно на хадре - https://habr.com/en/post/657615/

Другие статьи цикла:

Не думал я, что, когда начну свой скромный анализ ситуации с импортозамещением оборудования для сетей 5G, события будут развиваться так быстро: начало военной специально операции, введение «адских» санкций, звучащие предсказания еще более тектонических мировых изменений. Кроме того, вскрылись во всей красе фундаментальные риски российской экономической политики в области микроэлектроники (и не только), обозначенные нами в прошлом материале.

После первого шока от происходящего сейчас давайте взглянем на то, что было сделано со стороны государства и участников рынка на ниве создания отечественных базовых станций 4G/5G и каковы дальнейшие (если они есть) перспективы, учитывая новые ограничения.

Как обычно - буду рад конструктивной критике, обратной связи и дискуссии. Особенно интересно мнение людей, которые возможно заняты в компаниях, обозначенных в статье, без вас будет сложно дать всесторонний анализ ситуации. На базе Ваших предложений – сможем «углУбить и расшИрить» материал по мере поступления предложений и комментариев!

Два вице премьера, курирующих отрасль микроэлектроники - Юрий Борисов и Дмитрий Чернышенко
Два вице премьера, курирующих отрасль микроэлектроники - Юрий Борисов и Дмитрий Чернышенко

Еще раз о целеполагании

В настоящий момент мы все являемся свидетелями того, как накопившиеся противоречия между разными экономическими субъектами, о которых мы рассказывали во второй части начинают самым радикальным и страшным образом находить выход не только в торговых войнах, но и в военных конфликтах уже здесь и сейчас и влиять на нашу жизнь.

В связи с этим, давайте вспомним, какие цели преследовало российское государство, объявляя о планах локализации и попробуем смотреть на ситуацию через эту призму. Мы уже их упоминали в прошлой главе цикла и они, к сожалению, сработали быстрее, чем многие предполагали:

Цели импортозамещения и потенциальные решения
Цели импортозамещения и потенциальные решения

В прошлый раз мы отмечали, что каждый из пунктов потребует серьезнейших прямых финансовых вливаний (десятки миллиардов вечнозеленых), фискальных мер поддержки, инвестиций в развитие кадров и серьезнейшей регуляторной работы с формированием реалистичных планов с жестким контролем их выполнения. Также мы отметили, что пока таких шагов замечено не было, даже учитывая отсутствие реальных финансовых ограничений, которые сейчас уже могут появится (заморожены ЗВР минимум на 300 млрд долларов (РИА Новости, 2022)).

Государственные меры поддержки и регуляторика

Через какие механизмы государство решило достигать заявленных целей?

Начать было решено, как у нас часто принято, с метода кнута.
Был введен запрет на использование зарубежного оборудования для строительства сетей 5G (comnews, 2020). Согласно дорожной карте, первые образцы такого оборудования должны появиться (по другому и не скажешь) в 2023 году.

Во-вторых, частоты для 5G будут также выдаваться начиная не ранее 2023 года и с обременением на исключительное использование отечественного оборудования.
Первый прецедент уже есть (Коммерсант, 2020). Кроме того, похожие требования были выдвинуты и к оборудованию 4G/LTE, начиная с 2023 года, когда операторы обязаны перейти на использование российских решений, иначе они лишатся частот (Коммерсант, 2021).

В-третьих, были выделены и определенные средства для развития отечественных решений.

В частности, разыграны гранты на суммы до 300 млн рублей (Цифровая экономика 2024, 2020) среди которых:

Много позже, Ростех получил финансирование в 21 млрд (Коммерсант, 2021) и добавил столько же из внебюджетных средств. Госкорпорация объявило о цели создать национального вендора «Спектр», консолидировав ряд собственных предприятий (например ГлобалИнформСервис, входивший ранее в ГК «Созведние») (SecretMag, 2021).

Рисунок 1 План работы по созданию оборудования 5G
Рисунок 1 План работы по созданию оборудования 5G

Даже неловко обсуждать субсидии, выделенные МинЦифры и РВК - для сравнения R&D бюджет компании Нокиа Нетворкс в год, оценочно на подобное оборудование, 1 миллиард евро (Statista, 2022), а средний срок от исследований до разработки продукта - 5-6 лет. В нашем случае - финансирование существенно ниже и предполагают «сделать пятилетку за 2-3 года».

В противовес отечественным компаниям, видимо, осознавая скудный прогресс и ограниченные (искусственно!) ресурсы, а также учитывая очень сжатые сроки, правительство активно включилось в диалог с зарубежными производителями (Nokia, Huawei, Ericsson), дабы убедить их локализовать производство (Коммерсант, 2021) и тем самым можно было бы объявить, что при неминуемой неудовлетворенности рынка российскими аналогами есть «План Б»!

Как это должно было работать: при удовлетворении требований специальных постановлений правительства ПП № 878 для аппаратного обеспечения и ПП № 1236 для ПО оборудование и программное обеспечение должно попадать в соответствующие реестры (МинПромТорг) и (МинЦифра), что является подтверждением «отечественности». Интересно, что сами правила попадания в реестры периодически пересматриваются по ходу дела. Например, еще в прошлом году, готовилась к внедрению балльная система по аналогии с автопромом: для попадания в реестр нужно набрать определенное количество баллов по специальной системе в зависимости от выполняемых в России производственных операций (тестирование, интеграция, поверхностный монтаж электронных компонентов, производство печатных плат и т.д.).

В связи с планируемым обновлением балльной системой в смежных областях (например, для систем хранения данных, серверов и персональных компьютеров), был громкий резонанс: выяснилось, что можно набрать необходимое количество баллов, не используя, например отечественный процессор (CNEWS, 2021). Таким образом, речь идет опять-таки больше о локальной сборке из импортных комплектующих, нежели о реальном создании компетенций по разработке и производству отечественных аппаратных средств, что противоречит как второй цели из первой главы.

Таким образом, локализация производства на практике может (могла?) в итоге вылиться в открытие сборочных производств конечных продуктов зарубежных вендоров из 100% импортных комплектующих, электронных компонентов, процессоров и интегральных схем. Может быть, предполагалось участие в разработке программного обеспечения. Что, с одной стороны, соответствует возможностями и уровню развития компетенций компаний-гигантов, которые мы обозревали в третьей части цикла и может позволить им получить дополнительную долю прибыли (участвуя в создании 1-2% добавленной стоимости конечного оборудования). С другой стороны, инженерный задел (в рамках того же Ростеха и других компаний на Рисунок 1 План работы по созданию оборудования 5G), не получит своего развития и может закончиться, так и не начавшись.

Осторожно предположу, что именно такой сценарий до введения санкций виделся приоритетным со стороны правительства для формального закрытия КПИ по локализации производства 4G/5G оборудования. Российские финансовые компании сектора, описанные выше, в силу отсутствия достаточной рыночной силы, производственных возможностей и компетенций скорее всего рассматривали такой единственно возможный сценарий.

Самое главное в текущей ситуации - это не спасет в условиях потенциальной глобальной блокады со стороны Запада: даже Китай все еще очень сильно зависит от американских технологий, чтобы полностью от них отказаться, что мы видим по проблемам, например, компании Хуавей, которой могут просто прикрыть поставки критических комплектующих для локального производства в России.

Текущий прогресс отечественных производителей

Давайте попробуем по крупицам сделать срез того, каких успехов успели добиться российские компании. Достаточно знаковым событием в нашем телекоме была конференция Open Russia 2021 (MForum, 2021), которую провел МТС в конце прошлого года, где в том числе была возможность у всех желающих пообщаться с разработчиками и посмотреть на образцы продукции.

СколТех

  • Сколтех купил ПО для базовых станций 5G у американско-индийской компании RadiSys с доступом к исходному коду. Само ПО работает на базе серверов архитектуры Intel x86, выполняющих роль блока цифровой обработки сигналов базовой станции 4G/5G:
Рисунок 2 Макет СколТеха на базе «локализованного» ПО RadiSys
Рисунок 2 Макет СколТеха на базе «локализованного» ПО RadiSys
  • Кроме того, во взаимодействии со СколТехом, новосибирская компания Eltex разработала прототипы будущих вариантов собственных блоков цифровой обработки сигналов БС (на базе уже ARM процессоров Marvell):
Рисунок 3 Макет Eltex модуля DU базовой станции
Рисунок 3 Макет Eltex модуля DU базовой станции
  • Как мы с вами разобрались в прошлой главе, для базовой станции нужно иметь и приемопередающие модули, которые подключаются к блоку цифровой обработки сигналов. Наиболее зрелой разработку в этой сфере представила компания RadioGigabit из Нижнего Новгорода. Данное решение базируется на интегральных схемах (SoC) от американской Xilinx-AMD. Также представители компании рассказывали про участие в проекте создания продуктов для крупного зарубежного рынка (Индия?):
-6
Рисунок 4 Радио модуль компании RadioGigabit архитектуры 8T8R
Рисунок 4 Радио модуль компании RadioGigabit архитектуры 8T8R
  • Похожие разработки, но для других частотных диапазонов представила компания из Омска Микран. Их решения использует интегральные схемы (SoC) голландской NXP:
Рисунок 5 Радио модуль компании Микран, работающий в миллиметровом диапазоне
Рисунок 5 Радио модуль компании Микран, работающий в миллиметровом диапазоне

Ростех - "Спектр"

Примечательно, что Ростеховский «Спектр» не представил своих наработок. Но ранее они представляли прототип базовой станции 5G. Какая компонентная база там используется – мы можем только предполагать, но думаю что без Intel/Xilinx там тоже не обошлось:

Рисунок 6 Прототип базовой станции Ростеха
Рисунок 6 Прототип базовой станции Ростеха

Если посмотреть на рынок, то какого-то активного набора инженеров на разработку нового оборудования не наблюдается (для сравнения R&D Нокии и Эрикссон в сфере радиооборудования - несколько тысяч человек) по открытым источникам и сайтам вакансий. Говорить о шагах к серийному массовому выпуску пока слишком рано. Как известно, в нашей промышленности, даже в ВПК, переход на массовый серийный выпуск – это всегда большой вызов. Пока еще нет единичных экземпляров прототипов, которые бы тестировались в реальных условиях, ранее обещали появление первых экземпляров в начале 2022 года, как будет сейчас - непонятно.

Санкции в технологическом контексте.

На базе анализа из предыдущей главы, попробуем оценить наиболее проблемные аппаратные области для локализации базовых станций. Это важно, в частности, потому, что США наложили санкции на поставку полупроводников: чипы, интегральные схемы и т.д., эти же санкции наложили союзники (ЕС, Япония и т.д.). В то же время, формально, по имеющейся на данный момент информации - санкции не касаются готового телекоммуникационного оборудования для гражданского использования, т.е. для сетей связи, но пока ясности полной по этой части нет.

-10
-11

Таким образом можно сделать вывод, что по критическим направлениям полупроводников будет очень сложно импортозаместить ключевые функциональные блоки. К слову, это общая ситуация не только для базовых станций, но и других сетевых устройств.

Что дальше и какие варианты

Итак, выше мы выяснили, что ситуация выглядит очень сложной, особенно в части отсутствия требуемых полупроводниковых отечественных аналогов в среднесрочной перспективе. В связи с этим возникает вопрос выживания отрасли мобильной связи в стране.

Какие варианты мы здесь можем выделить, как наиболее реалистичные:

  • Кратко-среднесрочная перспектива:
    В условиях санкций и приостановки работы западных компаний, первым экстренным шагом видится
    не импортозамещение, а перенастройка импорта готовых технических решений (базовых станций). В случае, если Китай и Южная Корея будут более гибкими в части поставок готового оборудования, то прагматическим шагом будет перенастройка операторов связи на работы с поставщиками из этих стран – Huawei, ZTE и Samsung. Это позволит избежать проблем с информационной инфраструктурой в стране и получить время на стимулирование локальных разработок, но чревато в попадание тотальной зависимости от азиатских поставщиков.
    Перенастройка логистики через третьи страны, не находящиеся под санкциями – Казахстан, Армения и т.д.
    Кооперация с производителями и разработчиками полупроводников в Китае (например
    ARM China) для замещения электронных компонентов из США, Японии, Тайваня и ЕС, а также перемещения производства российской ЭКБ с Тайваня на материковый Китай. Данный вариант видится сложным и рискованным, но других опций пока не просматривается.
  • Среднесрочно-долгосрочая перспектива:
    Поддержка производителей из России, перечисленных выше.
    Выделение в разы, если не в десятки раз большего финансирования и субсидирования на отечественные разработки. Время прекращать копить золотовалютные резервы "на черный день".

Ситуация действительно очень сложная и никаких гарантий в успешном исходе выше предложенных мер нет, но и придумать другие альтернативы очень непросто. А вы как думаете?

На связи!

Список использованных источников цикла (пополняется).

#5g #5g в россии #экономика россии #телекоммуникации #разработка электроники #радиоэлектроника #отечественные разработки #беспроводная связь #мобильная связь #сотовая связь