Найти тему

Михаил Врубель и Надежда Забела. Любовь с Первого Взгляда

Они познакомились зимой 1895-96 г. г. в Петербурге. Она была там на гастролях с труппой московской Частной оперы С. И. Мамонтова, его вызвали заменить заболевшего художника К. Коровина. Н. И. Забеле было тогда 27 лет, она была, что называется, девушкой на выданье, а в театре на нее возлагали большие надежды, Михаил Врубель – 39-летний художник, был известен только в кругах специалистов.

Михаил Александрович Врубель. Надежда Ивановна Забела.
Михаил Александрович Врубель. Надежда Ивановна Забела.

Он не отходил от нее ни на шаг. Каждое утро появлялся у ее сестры, где она жила, и терпеливо ждал появления своего кумира. Намерения его с самого начала были абсолютно серьезны. Казалось, для себя он все решил сразу и бесповоротно.

Дождавшись свою богиню, он уже до конца дня с ней не расставался, следовал за ней повсюду – в магазины, на прогулки, на репетиции, спектакли. Очень скоро последовало предложение руки и сердца. Надежда Ивановна загадала – если удастся новая задуманная Врубелем картина, где он попытается изобразить ее в одной из ролей, она согласится. Картина удалась, и это означало, что в жизни и творчестве художника появилась Муза, ибо судьба подарила ему источник вдохновения, радости и счастья.

Надежда Забела (слева) и Татьяна Любатович в опере Э. Хампердинка "Гензель и Гретель". Фото.
Надежда Забела (слева) и Татьяна Любатович в опере Э. Хампердинка "Гензель и Гретель". Фото.

Михаил Александрович даже как-то сказал сестре своей невесты, что, если бы она отказала ему, он лишил бы себя жизни.

Свадьба была в Женеве, в Швейцарии 28 июля 1896 года, а вскоре молодожены уже едут в Харьков, где у Надежды Ивановны были гастроли. В этом сезоне Врубель впервые близко соприкоснулся с миром театра, который его очаровал раз и навсегда.

Художник Михаил Врубель. Фото 1898 года.
Художник Михаил Врубель. Фото 1898 года.

Впоследствии его работы по оформлению сцены, его декорации к спектаклям жены будут вызывать восхищение и зрителей, и критики, а пока он начал с малого – с тщательнейшей разработки и создания костюмов для супруги и не только сценических, но и повседневных. Как художник-постановщик спектаклей, Михаил Александрович по роду своей деятельности был обязан разрабатывать фасон сценических костюмов действующих лиц, но «создание» для своей жены домашних платьев!.. И даже это еще не все. Он приложил руку и к «изобретению» домашней утвари, мебели. Многочисленные полочки, утренний туалетный столик жены, стульчики, даже кухонная мебель – все было сделано рукой художника и задрапировано любимыми им оттенками различных цветов. Девиз его жизни, который он оправдывал, буквально, каждым своим вздохом – «Il vera nel bella», что в переводе с итальянского означает «Истина в красоте». Красоте, гармонии он поклонялся и истово служил.

Надежда Забела в роли Кризы в опере "Нерон" А. Рубинштейна.
Надежда Забела в роли Кризы в опере "Нерон" А. Рубинштейна.
Надин выходной костюм: синий сарафан, синяя кисейная кофточка, белая шляпа с голубым и белое шевиотовое фигаро слилось в довольно забавную смесь empire с Москвой; Надя в нем щеголяла в Киеве,

– вспоминает сестра художника Анна Александровна Врубель.

Известная оперная певица М. А. Дулова пишет:

Михаил Александрович всегда собственноручно одевал Надежду Ивановну с чулка до головного убора, для чего приходил в театр вместе с Надеждой Ивановной за два часа (как это и полагалось) до начала спектакля. ... с костюмом Маши в Дубровском произошла целая война. Врубель уличал режиссера и костюмершу в нелепости их творчества, были бурные споры, после которых Забеле разрешили петь в своем собственном костюме. Это было, конечно, несравненно правдивее и ближе к костюму пушкинской Маши Троекуровой. Обыкновенно Врубель, после того, как Надежда Ивановна была одета, готова к выходу, спешил занять свое место в партере (3-й ряд, артистический). Я часто бывала его соседкой и могла наблюдать за ним. Врубель всегда волновался, но с появлением Надежды Ивановны успокаивался и жадно следил за игрой и пением своей жены. Он ее обожал! Как только кончался акт, после вызовов артистов, Михаил Александрович спешил за кулисы и, как самая тщательная костюмерша, был точен во всех деталях предстоящего костюма к следующему акту, и так – до конца оперы.Но вот поставили «Демона» (Лермонтов – Рубинштейн), тут уж я заметила у Врубеля такое волнение, и не только относящееся к Тамаре – Надежде Ивановне, а еще больше к самому Демону. Как только появился Демон, Врубель закрыл руками глаза и, как ужаленный, сквозь зубы сказал: «Не то, не то!»
-5
Михаил Александрович сидел и смотрел, как израненный человек. Только побывав у них, больше по делу, чем в гостях, я поняла, в чем тут дело. Врубель уже болел Демоном ... Врубель, как художник, создавший внешний вид этих образов, смотрел всегда на свое творение влюбленными глазами, сливая искусство с действительностью, т. е. со своей женой, Надеждой Ивановной.

Весна 1896 года ознаменовала начало самой настоящей весны и в жизни художника. Жена вдохновляла его на создание подлинных шедевров. Началом послужила та самая первая заветная картина – акварель «Гензель и Гретель», где в образе Гретель он изобразил супругу и после этого получил ключ к ее сердцу.

М. Врубель. Надежда Забела (справа) и Татьяна Любатович в опере Э. Хампердинка "Гензель и Гретель". Частная опера С. Мамонтова. 1896 год.
М. Врубель. Надежда Забела (справа) и Татьяна Любатович в опере Э. Хампердинка "Гензель и Гретель". Частная опера С. Мамонтова. 1896 год.

Летом следующего года молодые муж и жена гостили у родственников на хуторе в Черниговской губернии. Постоянный круг друзей и знакомых этой большой семьи состоял сплошь из артистов, художников, музыкантов. Волшебная красота природы, творческая атмосфера общения с постоянно приезжающими и уезжающими гостями будили воображение Врубеля. Михаил Александрович и здесь нашел возможность работать – ему выделили мастерскую. Жизнь была прекрасна. Художник работал после завтрака несколько часов, пообедав, супруги шли на прогулку, взявшись за руки, напоминая окружающим пастушка и пастушку из интермедий. Вечер проходил в жарких дискуссиях о музыке, последних работах, вернисажах общих знакомых, и к полуночи все расходились, пожелав друг другу спокойной ночи. Надежда Ивановна засыпала только тогда, когда по обыкновению муж брал в руки книгу и читал ей вслух.

Великий русский композитор Н. А. Римский-Корсаков. Портрет неизвестного художника. 1907 год.
Великий русский композитор Н. А. Римский-Корсаков. Портрет неизвестного художника. 1907 год.

Зимой 1897 года состоялось поистине эпохальное событие – знакомство артистической четы Врубелей с Николаем Андреевичем Римским-Корсаковым. Композитор увидел певицу в собственной опере «Садко», где она пела Царевну Волхову.

Н. И. Забела в роли Царевны Волховы в опере "Садко" Н. А. Римского-Корсакова.
Н. И. Забела в роли Царевны Волховы в опере "Садко" Н. А. Римского-Корсакова.

Он был просто очарован ею, ее божественным голосом, самой личностью, талантом артистки.

Нужно сказать, что в мире существуют всего две записи голоса Надежды Ивановны Забелы. Вот одна из них. Качество неважное. Но другого нет!!!

Колыбельная Волховы из оперы "Садко" Н. А. Римского-Корсакова. Поет Н. И. Забела-Врубель. Запись 1909 года.

Нужно сказать, что Надежду Ивановну нельзя было назвать красавицей, но она была столь женственна, грациозна, хрупка и трогательна на сцене, что в сочетании со своим необыкновенным голосом покоряла абсолютно всех.

Возможно ли было, раз увидев это существо, не обольститься им на всю жизнь! Эти широко расставленные сказочные глаза, пленительно женственная, зазывно-недоуменная улыбка, тонкое и гибкое тело и прекрасные, длинные руки ...,

– восторгался известный композитор, музыкальный и общественный деятель М. Ф. Гнесин.

Морская Царевна Волхова в опере "Садко".
Морская Царевна Волхова в опере "Садко".

Кстати, Михаила Александровича тоже никто не рискнул бы назвать красавцем-сердцеедом. Но, среди его несомненных достоинств были безукоризненные манеры, невероятный кругозор, блестящая образованность – он говорил на восьми языках. Несмотря на совсем небольшой рост, он был очень хорошо развит физически, хорошо сложен, увлекался лошадьми и сам был прекрасным наездником, владел этим искусством почти как профессиональный жокей. В поведении, образе жизни, манере общении с людьми, даже во вкусах и привычках это был самый настоящий барин.

М. Врубель. Автопортрет. 1904-05 г. г.
М. Врубель. Автопортрет. 1904-05 г. г.
В Михаиле Александровиче я каждый день нахожу новые достоинства; во-первых, он необыкновенно кроткий и добрый, просто трогательный, кроме того, мне всегда с ним весело и удивительно легко. Я безусловно верю в его компетентность относительно пения, он будет мне очень полезен, и кажется, что и мне удастся иметь на него влияние,

– пишет сестре вскоре после свадьбы Надежда Ивановна.

М. Врубель. Царевна Волхова. Фрагмент картины.
М. Врубель. Царевна Волхова. Фрагмент картины.

А художник К. Коровин так рассказывал о своем первом впечатлении от знакомства с Михаилом Александровичем: «Глядя на Врубеля, на его светлые волосы, желтоватые глаза, на его сдержанную скромность, я почему-то подумал: это Моцарт».