Найти тему
VEKTOR PLUS

ЭКСПЕРТ: КАК ВЫБРАТЬ АККУМУЛЯТОР ДЛЯ ЛОДОЧНОГО ЭЛЕКТРОМОТОРА

Готовь сани летом - а снасти зимой. Открытие рыбацкого сезона еще не скоро, хотя многие всю зиму заготавливают снасти и ждут первое потепление. Сегодня поговорим про электромоторы, а точнее, про источники их питания - аккумуляторы. Да, не во всех водоемах целесообразно использовать бензиновые лодочные моторы!

Рыбалка с лодочным электромотором
Рыбалка с лодочным электромотором

Мелкие водоемы, заросшие густым камышом прибрежные зоны и небольшие тихие заводи - идеальное место для тихого электромотора. Преимущества таких двигателей это вес, компактность, доступная цена, свободное пользование без специальных разрешений, экологичность и низкий уровень шума при работе.

Лодочный мотор разрез
Лодочный мотор разрез

Строение любительских электромоторов в основном идентичное - блок управления, крепление к лодке, штанга, мотор и редуктор, винт. Основные различия - это мощность электромотора и глубина погружения. Если возник вопрос подбора аккумулятора к лодочному электромотору, то скорее всего характеристики и требования к питанию вам уже известны. Всю необходимую информацию вы можете посмотреть в инструкции по эксплуатации или на сайте производителя.

Основные характеристики

Напряжение - 12 или 24 Вольта
Мы внимательно изучили ассортимент лодочных моторов в специализированных магазинов. Чаще всего, на рынке представлены лодочные электромоторы которые работают от напряжения 12 вольт. Однако встречаются и экземпляры для подключения которых требуется 24 вольта. В таком случае, необходимо 2 аккумулятора по 12 вольт, подключенных последовательно. (схема подключения есть на фото)

Последовательное и параллельное соединение аккумуляторов
Последовательное и параллельное соединение аккумуляторов

Ёмкость:
Ёмкость - это параметр, который определяет сколько аккумулятор сможет питать подключенную к нему нагрузку, в нашем случае - электромотор. Емкость аккумулятора измеряется в ампер-часах. Чем больше емкость аккумулятора - тем больше его размер. Логично предположить, что при выборе аккумулятора нужно учитывать грузоподъемность вашей лодки.

Тяговый аккумулятор VEKTOR-ENERGY
Тяговый аккумулятор VEKTOR-ENERGY

Например, хороший аккумулятор 100 АЧ VEKTOR ENERGY серии CARBON весит 40 килограмм. Если мы придерживаемся идеи компактности и мобильности, то даже в стандартную лодку с жестким дном, устанавливать аккумулятор емкостью больше 100 Ач не имеет смысла. По правилам безопасности поднимать и перемещать тяжелый аккумулятор необходимо вдвоем - что не всегда представляется возможным.

Конечно, бывают разные случаи, например если у вас небольшой катер и электромотор используется для тихого перемещения. В таких случаях допустимо устанавливать аккумуляторные батареи большей емкости, так как скорее всего они размещаются стационарно.

Тип подключения:

Производители лодочных электромоторов комплектуют свою продукцию кабелями с 2-мя типами подключения:
- обычные( классические клеммы)

- обычные (классические клеммы)
- обычные (классические клеммы)

- клеммы под болт

- клеммы под болт
- клеммы под болт

Тут нужно знать, что тяговые аккумуляторы чаще всего имеют крепления клемм под болт. И если у вас провода с классическими клеммами, то стоит поискать специальный переходник.

Тип аккумулятора

Пожалуй самый важный параметр с которым сталкивается покупатель при выборе. Сегодня можно выделить 3 основных типа аккумулятора:
- Стартерные аккумуляторы с жидким электролитом.

- Стартерные аккумуляторы с жидким электролитом
- Стартерные аккумуляторы с жидким электролитом

- Тяговые аккумуляторы с гелевым электролитом (GEL)

- Тяговые аккумуляторы с гелевым электролитом (GEL)
- Тяговые аккумуляторы с гелевым электролитом (GEL)

- Литиевые накопители

- Литиевые накопители энергии в защитном боксе
- Литиевые накопители энергии в защитном боксе

- Стартерные аккумуляторные батареи уже в названии содержат область их применения. Они разработаны и спроектированы для запуска двигателя, а также поддержания работоспособности электроприборов в автомобиле. Такие аккумуляторы обычно имеют повышенный пусковой ток. Однако стартерные аккумуляторы абсолютно неустойчивы к глубоким разрядам и к тяговому режиму работы. Также, при тяговом режиме работы выделяется большое количество газа - что не совсем положительно влияет на здоровье. Стартерные аккумуляторы, конечно, допустимо использовать для питания лодочного электромотора, однако долго такая батарея не прослужит.

-10

- Тяговые аккумуляторы с гелевым электролитом изначально спроектированы под тяговый режим работы. Пластины которые покрыты оксидом свинца погружены в гелевый электролит. Такой тип электролита, как бы поддерживает пластины в неподвижном состоянии и препятствует осыпанию активной массы. Более того, такие аккумуляторы изначально устойчивы к глубоким разрядам.

Тяговые аккумуляторы с гелевым электролитом
Тяговые аккумуляторы с гелевым электролитом

Аккумулятор с гелевым электролитом выделяет в несколько раз меньше газов, так как чаще всего такие батареи снабжают системой рекомбинации газа. Тяговые аккумуляторы идеально подойдут для питания лодочного мотора, а при должной эксплуатации прослужат многие годы.

- Литиевые накопители энергии - относительно недавно появились на рынке. Преимущества таких аккумуляторов в скорости их заряда и компактности. Также, КПД у литий-железо фосфатных аккумуляторов намного выше чем у свинцово-кислотных. При одинаковой ёмкости литиевый аккумулятор будет меньше по размеру.

Литиевый аккумулятор VEKTOR-ENERGY
Литиевый аккумулятор VEKTOR-ENERGY

Литиевые аккумуляторы заряжаются гораздо быстрее чем свинцово-кислотные. Они более устойчивы к глубоким разрядам, их допустимо разряжать на 80-90%. Более того, существуют специальные герметичные боксы для лодок, исключающие попадание влаги внутрь системы.

Литиевые аккумуляторы от Vektor energy в защитном боксе для лодочных моторов.
Литиевые аккумуляторы от Vektor energy в защитном боксе для лодочных моторов.

Литиевые аккумуляторы снабжены BMS - система контроля батареи. Вы можете контролировать и управлять аккумулятором со смартфона.

BMS система управления аккумулятором Vektor-energy
BMS система управления аккумулятором Vektor-energy

Такие системы идеально подойдут для питания лодочного электромотора.

-15

Стоимость и экономия
Рассчитать точно экономическую составляющую сложно. Однако мы составили график соотношений цены к количеству циклов. Нам удалось рассчитать стоимость одного цикла и вот какие результаты мы получили:

Расчет стоимости одного цикла разных типов АКБ
Расчет стоимости одного цикла разных типов АКБ

Стоимость цикла = Стоимость АКБ / Макс Кол-во циклов при 70% разряде
(Без учета стоимости обслуживания SLI и подзарядки всех АКБ)

- Бюджетную стартерную батарею 100 Ач можно найти за 7700 рублей. Однако при активной эксплуатации такой аккумулятор прослужит вам не дольше одного, двух сезонов. Каждый цикл обойдется вам в 96,25 руб.
- Гелевая аккумуляторная батарея стоит дороже - однако срок службы таких аккумуляторов от 8 до 15 лет при должной эксплуатации. Стоимость цикла будет 10 руб.
- Литиевый накопитель немного дороже чем гелевый аккумулятор. Однако он по всем параметрам лучше свинцово-кислотных аккумуляторов. Цикл у литиевых батарей немного дешевле чем у тяговых аккумуляторов 8,3 руб.

Все 3 типа батарей - значительно отличаются по цене.
Однако стоимость одного цикла показывает, что самый дешевый - не значит экономный.

Спасибо
VEKTOR ENERGY за предоставленные аккумуляторы