Готовь сани летом - а снасти зимой. Открытие рыбацкого сезона еще не скоро, хотя многие всю зиму заготавливают снасти и ждут первое потепление. Сегодня поговорим про электромоторы, а точнее, про источники их питания - аккумуляторы. Да, не во всех водоемах целесообразно использовать бензиновые лодочные моторы!
Мелкие водоемы, заросшие густым камышом прибрежные зоны и небольшие тихие заводи - идеальное место для тихого электромотора. Преимущества таких двигателей это вес, компактность, доступная цена, свободное пользование без специальных разрешений, экологичность и низкий уровень шума при работе.
Строение любительских электромоторов в основном идентичное - блок управления, крепление к лодке, штанга, мотор и редуктор, винт. Основные различия - это мощность электромотора и глубина погружения. Если возник вопрос подбора аккумулятора к лодочному электромотору, то скорее всего характеристики и требования к питанию вам уже известны. Всю необходимую информацию вы можете посмотреть в инструкции по эксплуатации или на сайте производителя.
Основные характеристики
Напряжение - 12 или 24 Вольта
Мы внимательно изучили ассортимент лодочных моторов в специализированных магазинов. Чаще всего, на рынке представлены лодочные электромоторы которые работают от напряжения 12 вольт. Однако встречаются и экземпляры для подключения которых требуется 24 вольта. В таком случае, необходимо 2 аккумулятора по 12 вольт, подключенных последовательно. (схема подключения есть на фото)
Ёмкость:
Ёмкость - это параметр, который определяет сколько аккумулятор сможет питать подключенную к нему нагрузку, в нашем случае - электромотор. Емкость аккумулятора измеряется в ампер-часах. Чем больше емкость аккумулятора - тем больше его размер. Логично предположить, что при выборе аккумулятора нужно учитывать грузоподъемность вашей лодки.
Например, хороший аккумулятор 100 АЧ VEKTOR ENERGY серии CARBON весит 40 килограмм. Если мы придерживаемся идеи компактности и мобильности, то даже в стандартную лодку с жестким дном, устанавливать аккумулятор емкостью больше 100 Ач не имеет смысла. По правилам безопасности поднимать и перемещать тяжелый аккумулятор необходимо вдвоем - что не всегда представляется возможным.
Конечно, бывают разные случаи, например если у вас небольшой катер и электромотор используется для тихого перемещения. В таких случаях допустимо устанавливать аккумуляторные батареи большей емкости, так как скорее всего они размещаются стационарно.
Тип подключения:
Производители лодочных электромоторов комплектуют свою продукцию кабелями с 2-мя типами подключения:
- обычные( классические клеммы)
- клеммы под болт
Тут нужно знать, что тяговые аккумуляторы чаще всего имеют крепления клемм под болт. И если у вас провода с классическими клеммами, то стоит поискать специальный переходник.
Тип аккумулятора
Пожалуй самый важный параметр с которым сталкивается покупатель при выборе. Сегодня можно выделить 3 основных типа аккумулятора:
- Стартерные аккумуляторы с жидким электролитом.
- Тяговые аккумуляторы с гелевым электролитом (GEL)
- Литиевые накопители
- Стартерные аккумуляторные батареи уже в названии содержат область их применения. Они разработаны и спроектированы для запуска двигателя, а также поддержания работоспособности электроприборов в автомобиле. Такие аккумуляторы обычно имеют повышенный пусковой ток. Однако стартерные аккумуляторы абсолютно неустойчивы к глубоким разрядам и к тяговому режиму работы. Также, при тяговом режиме работы выделяется большое количество газа - что не совсем положительно влияет на здоровье. Стартерные аккумуляторы, конечно, допустимо использовать для питания лодочного электромотора, однако долго такая батарея не прослужит.
- Тяговые аккумуляторы с гелевым электролитом изначально спроектированы под тяговый режим работы. Пластины которые покрыты оксидом свинца погружены в гелевый электролит. Такой тип электролита, как бы поддерживает пластины в неподвижном состоянии и препятствует осыпанию активной массы. Более того, такие аккумуляторы изначально устойчивы к глубоким разрядам.
Аккумулятор с гелевым электролитом выделяет в несколько раз меньше газов, так как чаще всего такие батареи снабжают системой рекомбинации газа. Тяговые аккумуляторы идеально подойдут для питания лодочного мотора, а при должной эксплуатации прослужат многие годы.
- Литиевые накопители энергии - относительно недавно появились на рынке. Преимущества таких аккумуляторов в скорости их заряда и компактности. Также, КПД у литий-железо фосфатных аккумуляторов намного выше чем у свинцово-кислотных. При одинаковой ёмкости литиевый аккумулятор будет меньше по размеру.
Литиевые аккумуляторы заряжаются гораздо быстрее чем свинцово-кислотные. Они более устойчивы к глубоким разрядам, их допустимо разряжать на 80-90%. Более того, существуют специальные герметичные боксы для лодок, исключающие попадание влаги внутрь системы.
Литиевые аккумуляторы снабжены BMS - система контроля батареи. Вы можете контролировать и управлять аккумулятором со смартфона.
Такие системы идеально подойдут для питания лодочного электромотора.
Стоимость и экономия
Рассчитать точно экономическую составляющую сложно. Однако мы составили график соотношений цены к количеству циклов. Нам удалось рассчитать стоимость одного цикла и вот какие результаты мы получили:
Стоимость цикла = Стоимость АКБ / Макс Кол-во циклов при 70% разряде
(Без учета стоимости обслуживания SLI и подзарядки всех АКБ)
- Бюджетную стартерную батарею 100 Ач можно найти за 7700 рублей. Однако при активной эксплуатации такой аккумулятор прослужит вам не дольше одного, двух сезонов. Каждый цикл обойдется вам в 96,25 руб.
- Гелевая аккумуляторная батарея стоит дороже - однако срок службы таких аккумуляторов от 8 до 15 лет при должной эксплуатации. Стоимость цикла будет 10 руб.
- Литиевый накопитель немного дороже чем гелевый аккумулятор. Однако он по всем параметрам лучше свинцово-кислотных аккумуляторов. Цикл у литиевых батарей немного дешевле чем у тяговых аккумуляторов 8,3 руб.
Все 3 типа батарей - значительно отличаются по цене.
Однако стоимость одного цикла показывает, что самый дешевый - не значит экономный.
Спасибо VEKTOR ENERGY за предоставленные аккумуляторы