Найти тему

Город пламени, ковров и граната. Часть 4

Если в аэропорту вас не встречает заранее нанятый таксист, который предупредит о невыгодном курсе азербайджанского маната в бакинском аэропорту имени Гейдара Алиева, можете спокойно поменять в здешних обменниках долларов 15–20, чтобы спокойно доехать и расплатиться за ужин в кафешке, а уж завтра в отделениях банков поменять более солидную сумму

Дорога из аэропорта до дома лежит по центральным улицам Баку, бледной тенью мимо пролетают красочные высотки, знаменитые фонтаны, коими усеяны площади Баку, едва заметным в ночи белым пятном угадывается плавное со всех сторон не подсвеченное ночью здание Центра Гейдара Алиева. Баку давно получило в народе звание азербайджанского Дубая – настолько современные стеклянно-бетонные здания столицы Азербайджана напоминают строения одной из главных столиц Объединённых Арабских Эмиратов. Так, есть в Баку здание «Парус», похожее на высококлассный отель в Дубае, и другие умопомрачительные высотки.

-2

На самом деле, сравнивая на первый взгляд Баку с ОАЭ, на ум скорее приходит арабская Шарджа – во всяком случае, ночью: высоченные жилые дома построены из камня песочного цвета, они необыкновенно красивы и солидны, да ещё умело подкрашены ночной подсветкой, придающей центральным улицам города необыкновенный шик – особенный акцент света на колонны, которыми украшены дома, узенькие сдвоенные в восточной манере арочные окошки, вылепленных ангелочков над ними и изящные кованые балкончики. На восхищённые вздохи водитель такси Бабек хитро улыбается: «Думаете, всегда было так красиво? Как бы не так! Это обычные советские многоэтажки, которыми к концу прошлого века был застроен весь Баку». Пока в это не верится, и опровергать утверждение в планы следующего дня не входит – перво-наперво, проснувшись и позавтракав, идём знакомиться со Старым городом.

Восемьсот метров до станции метро «Ичери-шекер» – «Старый город» – дорога ведёт по проспекту Наримана Нариманова: азербайджанский большевик 20-х годов прошлого века имеет в центре Баку огромный собственный памятник, украшенный фонтаном, что само за себя говорит о почтении Азербайджана ко всем страницам собственной истории. Правда, находясь на возвышении над морем, огромный памятник должен был возвышаться над всем городом, молчаливо неся собственную значимость. Но в современное время прямо перед бронзовым Нариманом выстроили высотный дом, который полностью закрыл памятник общественного деятеля от народного взора.

-4

Единственное, что может в таких условиях большевик, это строго-осуждающе смотреть на жителей той самой многоэтажки, вышедших покурить на балкон.

Дальше путь идёт через проезжую часть, где даже на пешеходном переходе вам вряд ли уступят дорогу, пока вы не ступите на неё. Тут же улица, как во всех восточных странах бывшего СССР, будет озвучена сотнями клаксонов, но дорогу вам уступят все без исключения – опять же, видно стремление в Европу. После проспекта Наримана Нариманова к морю ведёт почти отвесная гора и почти восемь сотен ступеней вниз к морю. Баку – город горный, и ландшафт этот жители сумели превратить в этакую многоэтажность: идёшь по ступеням вниз, любуешься окружающей природой, газончиками, оформленными прямо на ступеньках, фактурными балконами на домах, большими и красивыми, как в Грузии, и даже самые современные из них делают нынче «под старину». Устал – заходи в кафе, скрытые прямо за ступеньками.

-6

Путь идёт то мимо советских хрущёвок, которые действительно ремонтируют, преображая город теперь уже даже на второстепенных улицах, то мимо суперсовременных стеклянных небоскрёбов. Но вот дорогу преграждает старенькая улочка, состоящая из традиционных для старого Баку двухэтажных домиков с открытыми общими двориками. Многие из этих домиков, несмотря на фактурность, в скором времени, к сожалению, пойдут под снос – эпоха стекла и бетона побеждает. Правда, внушает доверие своей нарядностью один из стареньких домиков, украшенный лепниной и фонтанчиком, из которого можно попить, уставленный позолоченными статуями древнегреческих воинов и прочих античных богов и вообще производящий впечатление роскошного отеля. Собственно, за отель или как минимум хостел его и приняла. Но это – обычная общественная баня, коими богат Баку.

-7

Правда, баня прекрасная и хорошо себя зарекомендовавшая даже среди иностранцев, которых тут крутится несколько десятков. Потому что бани – это особая культура для Баку. Хотя, даже эта культура не спасает многие дома, в которых они находятся, от сноса в рамках новой градостроительной политики. Ибо центральные, но не столь значимые архитектурно и туристически районы Баку охотно отдаются под современные и, справедливости ради, красивые застройки – чего стоят только роскошный азербайджанский президентский дворец, здание парламента и прочие небоскрёбы, выросшие на месте старых бакинских трущоб. А о трущобах, исторических и не очень, – в следующий раз.

Продолжение следует...

Автор: Рита Давлетшина

Фото: Евгений Рухмалёв

По материалам газеты "Магнитогорский металл" от 21 декабря 2019 года