Найти тему
ЗОЖ, тонус, позитив!

На Харлее по Европам. Советский «мотоспорт» 1945-го

На войну Иван Матвеевич Костюченко шагнул прямо со школьной скамьи, в 17 лет. В 1943-м его родной Краснодар был освобождён от оккупантов, и в армию призвали местных ребят как призывного, так и пред призывного возраста. Тут же, без серьёзной военной подготовки, они были брошены в бой – преследовать немцев, отступавших на Тамань, и штурмовать их укреплённую «Голубую линию».

А в середине 1944 года Костюченко попал служить в необычную воинскую часть – 50-й отдельный разведывательный мотоциклетный полк 3-й танковой армии.

Иван Костюченко. Снимок сделано в июне 1941-го, перед самой войной. Фото с сайта iremember.ru
Иван Костюченко. Снимок сделано в июне 1941-го, перед самой войной. Фото с сайта iremember.ru

Произошло это случайно. Он выписался из госпиталя, где лежал после очередного ранения, и на пересыльном пункте заинтересовался словами одного «покупателя»: «будете ездить на американских мотоциклах «Харлей Дэвидсон», с люльками и без».

«Я тогда подумал – «Какая разница, где помирать? Велосипеда даже никогда не имел и, можно сказать, ни разу не катался. А тут – мотоцикл, интересно!»– вспоминал Иван Матвеевич.

«Я видел, как немцы карабкались по водосточным трубам, крик стоял: «Майн гот!»

Две недели новобранцев учили управлять мотоциклами. Двое из них при этом разбились (не насмерть, но сильно: их увезли, и больше в полк они не возвращались). После этого курса вождения – с Западной Украины и до самого Берлина мотоциклисты всё время шли на острие удара 3-й танковой армии Павла Рыбалко. Разведывали дороги, по которым вслед за ними выдвигались наши наступающие танки.

Иван Костюченко в мотоциклетном полку. Фото с сайта iremember.ru
Иван Костюченко в мотоциклетном полку. Фото с сайта iremember.ru

Однажды, во время одной такой разведки, мотоциклисты случайно наткнулись на подземный завод. Железные двери подорвали. Внутри оказалась огромная масса людей в арестантских робах. И русские, и из других стран. Разведчики им показали направление – «Там наши части. Вы свободны», и поехали дальше.

Кроме ведения разведки, их также посылали в рейды по тылам противника (как кавалеристов в прежние времена). Небольшими группами мотоциклисты углублялись на 40-50 км вглубь территории, ещё занятой противником.

Ночные переходы были очень изнурительными. Однажды Костюченко задремал за рулём и въехал в столб. К счастью, без серьёзных последствий.

А ранним утром – врывались в очередной населённый пункт: обстреливали, сеяли панику, а потом быстро уходили. Эффект неожиданности несколько раз срабатывал очень хорошо.

«Я видел лично, как раздетые немцы карабкались по водосточным трубам! Крик стоял, только и слышно – «Майн гот, майн гот…»

Дошли до предместий Берлина, но потом их перенаправили на Прагу, где даже после 9 мая продолжала сопротивляться крупная группировка германских войск.

«Смотрю – генерал Рыбалко как даст ему по голове своей тростью-стулом!»

В этом походе Ивану Матвеевичу довелось некоторое время быть в группе сопровождения генерала Рыбалко. Ветеран вспоминал, что у Павла Семёновича была трость очень необычной конструкции.

«Рыбалко был грузноватый. Ходить ему было тяжко. То ли ранение, то ли ноги больные, или, может, спина. У него интересная трость была. Она сверху раскладывалась, и он на неё садился, как на стул».

Когда шли на Прагу, Рыбалко ехал в головном Т-34. А мотоциклисты – впереди него, высматривая в окрестностях возможные засады «фаустников».

Иван Костюченко. Послевоенный снимок. Фото с сайта iremember.ru
Иван Костюченко. Послевоенный снимок. Фото с сайта iremember.ru

Запомнилось, как в одном городке Павел Семёнович решил лично допросить группу взятых в плен немцев. И один из них, видимо, сказал что-то дерзкое генералу.

«Смотрю – Рыбалко как даст ему по голове своей тростью. Такой удар! И спокойно говорит, как ни в чём не бывало: «Я бы мог тебя расстрелять, но не буду этого делать. Живи, солдат».

Последний бой

Немцы в то время уже были деморализованными и на организованное сопротивление неспособными. Тем не менее, в плен сдавались неохотно: пробивались на запад, к англо-американцам. Поэтому приходилось сражаться и, к сожалению, нести потери даже после 9 мая.

В каком-то селе под Прагой мотоциклисты напоролись на немцев и были вынуждены принять бой. Залегли в лесочке у дороги и обстреливали немцев, не давая им проехать. Из села на помощь начали подползать чехи с охотничьими берданками.

«У них у одного какое-то древнее ружьё было, такой звук, словно из пушки стреляют. Как даст – по всему лесу шум!»

Немцы тогда объявили в громкоговоритель по-русски и по-немецки: «Нихт шиссен! Не стрелять! Пусть старший выйдет на дорогу для переговоров с нашим офицером». Костюченко пошёл, встал на шоссе.

Прага, май 1945-го. Иван Костюченко с чешской подружкой Фанюшкой. Фото с сайта iremember.ru
Прага, май 1945-го. Иван Костюченко с чешской подружкой Фанюшкой. Фото с сайта iremember.ru

«Там местность холмистая и закругляется дорога. И вдруг из-за поворота выезжает танк – тихонечко так, и идёт прямо на меня. Всего метрах в двух от меня останавливается. Ну, понятно, нервы проверял».

Их танка вылез сначала переводчик, и за ним немецкий офицер, и заговорил: «Мы понимаем, что вы русские разведчики, и что вас мало. Зачем нам убивать друг друга: ведь война уже закончилась. Дайте нам уйти». Очень им к американцам хотелось. На этом тот последний бой и закончился.

«Когда немец вылез из танка и подходил ко мне, он так усилено меня рассматривал. Похоже – не понимал, отчего он меня не раздавил или не убил».

2015-й год. Иван Матвеевич Костюченко на встрече с учениками краснодарской гимназии №92. Фото с сайта krd.ru
2015-й год. Иван Матвеевич Костюченко на встрече с учениками краснодарской гимназии №92. Фото с сайта krd.ru

Интересно, что мотоцикл Иван Матвеевич смог привезти из Праги к себе домой. Несмотря на то, что был простым солдатом. И этот железный конь потом служил ему ещё долгие годы. А когда окончательно вышел из строя – просто стоял в гараже, как семейная реликвия.

Спасибо за внимание! Приглашаю подписаться и прошу порекомендовать этот канал Вашим друзьям в соцсетях ;–)

Читайте также: