Если посмотреть на Бухару с высоты птичьего полёта (особенно на старую её часть), то город напомнит сказку из «Тысячи и одной ночи».
В течение своей многовековой истории Бухара не раз завоёвывалась, разрушалась, теряла свое международное значение как крупный центр духовной культуры на Востоке. Не миновали город вторжения арабов, полчища Чингисхана, орды кочевников-завоевателей. Но каждый раз «Бухоро-и-Шериф» — «Благородная Бухара» — постепенно восстанавливалась. Возрождались её ремёсла, науки и искусства, сооружались новые шедевры зодчества.
С этим городом связаны имена людей, известные всему миру. Здесь жили и творили историк Наршахи, поэт Рудаки, учёный Авиценна.
Вот как запечатлел этот благословенный город писатель Л. В. Соловьев в своем произведении о мудреце-весельчаке Ходже Насреддине: «...Чем дальше от Бухары скитался он в заплатанном халате, засаленной тюбетейке и порванных сапогах, тем сильнее он любил Бухару и тосковал по ней. В своем изгнании он всё время помнил узкие улочки, где арба, проезжая, боронит по обе стороны глиняные заборы. Он помнил высокие минареты с узорными изразцовыми шапками, на которых утром и вечером горит огненный блеск зари, древние священные карагачи с чернеющими на сучьях огромными гнездами аистов. Он помнил дымные чайханы над арками в тени лепечущих тополей, дым и чад харчевен, пеструю сутолоку базаров... и, когда в Багдаде или Дамаске он встречал соотечественника, сердце Ходжи Насреддина замирало и дыхание стеснялось».
С тех пор город, конечно, не мог не измениться под влиянием современности, но не меняются чувства к нему. Прежде всего потому, что сохранено сердце его, тайна немеркнущей, волнующей красоты — старая Бухара.
Туристы, попадающие в древний город, неизменно посещают старинные мечети, медресе и мавзолеи: Балахауз, Исмаила Самани, Кош-медресе, Балянд... Эти и другие архитектурные памятники словно вкраплены в современную застройку города и соседствуют с жилыми домами, построенными недавно. И все-таки центральная часть Бухары составляет целостный архитектурный ансамбль XVI-XVII вв.
Приезжие, как правило, начинают осмотр с Пои-Калян («Подножия великого») — комплекса сооружений. Они группируются вокруг самого высокого минарета города — Калян.
Минарет (арабский «манара» — «маяк»). Башня в архитектуре ислама (круглая, квадратная или многогранная в сечении), с которой призывают верующих на молитву. Минарет ставится рядом с мечетью или включается в её композицию.
Местные жители его называют — Минор-Калян.
Древние зодчие хорошо понимали, какую важную роль играли минареты в силуэте города. Должно быть, ещё издалека, за десятки километров, когда стены утреннего города, розовеющие от восходящего солнца, утопали в пригородных садах, знаменитому венгерскому путешественнику Вамбери, переодетому в лохмотья дервиша, привиделось зыбко и величественно это великолепное строение. Еле догоняя караван, он даже, возможно, на минуту остановился, вздрогнул перед встречей с неведомой страной. Но как бы там ни было, великое, устремленное к небу, просветляет, возвышает дух.
Минарет Калян, в переводе с узбекского — «Великий минарет», сооружен в 1127 году.
Известный археолог, академик Г. А. Пугаченкова так характеризует это знаменитое творение восточного зодчества: «Минарет сооружен взамен двух предыдущих, один из которых, с деревянным верхом, сгорел, а другой, кирпичный, рухнул. Строители обеспечили минарету Калян большую прочность, очень глубоко опустив в землю монолитный фундамент и придав сильные пропорции. Круглый ствол, резко утончающийся вверх, увенчан фонарем, над которым высятся остатки верхнего звена. Строительные кладки и облицовки исполнены из жженого кирпича. Ствол членят концентрические пояса разнообразного по построению геометрического орнамента, с куфическими письменами в одном из них. Сталактитовые венцы поддерживают и завершают фонарь с шестнадцатью открытыми арками. Минарет служил башней для созыва на молитву, военно-обсервационным пунктом».
Да, в этих внешне сухих, точных сведениях — как бы всё прошлое великого города.
Высота минарета составляет 47 метров, к вершине ведут 105 внутренних кирпичных ступеней.
Там, так же как и в мавзолее Исмаила Самани (правителя Бухары 892-907 гг), нет цветной декорировки и мозаики. Она появилась в среднеазиатской архитектуре позже. Но Калян и без прикрас прекрасен величавой простотой материала и силуэта.
С минаретом Калян народ исстари связывает множество легенд. Превозносят его размеры. Будто бы вершина минарета видна аж из самого Самарканда. В них также говорится о мастерстве строителей. О главном мастере-устозе, скрывшемся из города на несколько лет, чтобы фундамент башни мог затвердеть покрепче.
Другая легенда осуждает жестокость ханов. Например, предание об акробате, который с помощью изготовленных им скоб забрался на самую вершину. За это его и сбросили оттуда верные ханские слуги.
Но какими бы ни были красивыми или трагичными легенды, связанные с минаретом Калян, одно бесспорно: ещё множество поколений людей не раз удивятся высокому духу и мастерству безвестных зодчих, воздвигнувших себе и своему народу бессмертный архитектурный памятник.
Ставьте ♡ делитесь мнением и подписывайтесь на канал!
С уважением, автор канала Наталья