Каждый проект Кристо и Жанны-Клод превращался в увлекательное путешествие с изучением жизни и традиций местных людей. Например, «Бегущая изгородь» пересекала территорию 59 ранчо! И чтобы власти дали разрешение на установку инсталляции, Кристо работал над коллажами и рисунками, а Жанна-Клод погружалась в быт местных владельцев, разбиралась в пастеризации молока, производстве сыров и работе со скотом.
«Почему они должны понимать наше искусство, если мы ничего не знаем об их образе жизни?»
Конечно, в городских пространствах, художники учились другим вещам. Наиболее значимым проектом стал «Обернутый Рейхстаг», подготовка которого началась еще задолго до объединения Германии. Суть идеи заключалась в видимости объекта со стороны Восточного и Западного Берлина, олицетворении противоречий.
Несмотря на отказ, Кристо и Жанна-Клод к 1994 году добились его обсуждения на государственном уровне, и он был принят.
А амбициозным проектом «Зонтики» художники хотели показать различие между двумя странами по обе стороны Атлантики — Японией и США. В 1991 году одновременно в Калифорнии и японской провинции Ибараки «распустились» 3100 цветов. Хотя и кажется, что они расположены хаотично, это не так: каждый зонт имел определенное место.
Синие зонтики Японии были нацелены на восприятие пешеходов или людей, передвигающихся на авто медленно, тогда как в Калифорнии главными зрителями были водители, несущиеся по автостраде со скоростью 90 километров в час! У искусства Клод и Кристо нет универсальных рецептов: в некоторых случаях определенное место на карте подсказывало идею, в некоторых —наоборот.
Упакованная Триумфальная арка в Париже — проект, который художники мечтали осуществить еще с начала 60-х годов, но не стали свидетелями этого грандиозного события. Жанна-Клод безвременно ушла еще в 2009 году, а Кристо скончался, не дожив до своего 85-летия, в 2020 году в мае. Однако они всегда давали понять, что их работы будут так или иначе воплощены после смерти.
Еще в 1961 году в Париже Кристо снимал комнату рядом с Триумфальной аркой и загорелся идеей обернуть ее. Он сделал несколько монтажей для конкретизации своей задумки. Но власти Парижа оставляли запрос художника не решенным еще очень долго, вплоть до 2017 года, когда прошла юбилейная выставка пары.
Обертывание памятника началось в сентябре 2021 года. 25 тысяч квадратных метров переработанной полипропиленовой ткани серебристо-голубого оттенка и 3 тысячи метров красной веревки ушло на воплощение мечты.
Команда профессионалов возводила вокруг арки стальные конструкции, чтобы защитить орнаменты и скульптуры нетронутыми. А 18 сентября жители и гости столицы смогли познакомиться с объектом искусства уже вплотную. Живая ограда развевалась на ветру, около нее фотографировались и трогали ткань все желающие.
Огромная работа, проведенная по установке и демонтажу объекта, взаимодействие зрителей с объектом составляют суть искусства, которое пропагандировали Кристо и Жанна-Клод. Творческий процесс не менее важен, чем результат.
#artemisiaдизайн #дизайн #искусство #Кристо и жанна-клод #christo and jeanne claude #кристо #wrapped art #триумфальная арка #land art #лендарт