В свое время у меня был опыт разработки собственной CRM системы 🙈, с интеграцией с телефонией и прочими плюшками, которая успешно эксплуатировалась. К счастью мы вовремя перешли на amoCRM, а мой самопис выделили в отдельный сервис с другим назначением в виде личного кабинета для партнеров.
У самописных CRM есть конечно свои плюсы:
🔸Легкая кастомизация (при правильной архитектуре)
🔸Не надо постоянно платить за лицензии и обновления
🔸Заточена чисто под вас
Но минусов все же гораздо больше:
➖ Нужно иметь своего разработчика и сис.админа, у крупных вендоров их сотни
➖ Приходится дублировать функционал, который есть почти в любой CRM
➖ Вместо того, что заниматься продажами вы занимаетесь настройкой и доработкой CRM
➖ На деле зачастую функционал кривой или недоделан
➖ Разработчик может вас кинуть или сменить работу, и вы останетесь один на один со своим самописом
Так как же выбрать какая CRM подойдет⁉️
🔹 Определите цель, для чего нужна CRM именно в вашей компании
🔹 Определите функционал и интеграции, которые вам обязательно нужены
🔹 Облако или коробка?
🔹 Какие отчёты нужны?
🔹 Посчитайте стоимость лицензий, внедрения, поддержки в срезе месяц/год/2 года, и сколько прибыли это принесет, составьте модель окупаемости проекта.
Взвесив все эти параметры вам не составит особого труда выбрать выбрать именно тот инструмент, который действительно поможет достичь ваших целей.
Дальше разберем более подробно отдельные виды популярных CRM, а также необходимый функционал.