Найти тему
Полтора инженера

Этот великий крейсер погубило предательство со стороны собственного же экипажа! Удивительная история "Аскольда"

В массовой культуре широко известны такие боевые корабли как «Потёмкин» и «Варяг», а может кто-то слышал про канонерскую лодку «Кореец».

Но в Российском Императорском Флоте были корабли с не менее интересной историей, судьба которых запросто может лечь в полноценный фильм с интригами, сражениями и предательствами.

Одним из них по праву можно назвать бронепалубный крейсер «Аскольд», который активно участвовал в русско-японской войне, а затем не менее активно применялся в Первую мировую.

Крейсер «Аскольд» построили не на российских верфях. Его заказали у немцев и может быть поэтому он так долго служил, несмотря на то, что быстро устарел с появлением линейных крейсеров и полноценных линкоров.

-2

Изначально крейсер использовали в Балтийском флоте, но позже перевели в состав 1-й Тихоокеанской эскадры, размещенной в Порт-Артуре.

Сразу после начала русско-японской войны бронепалубник активно использовали по прямому назначению – сопровождению миноносцев и рейдерству. Причем в последнем «Аскольд» преуспел и нанес японцам немало потерь. Этому способствовала скорость выше 20 узлов (на испытаниях корабль разгоняли до 24 узлов).

Однако «Аскольд» принимал участие не только в профильных операциях, но и полноценных сражениях с японскими крейсерами. В этом ему помогали 12 х 152-мм орудия и мелкокалиберная артиллерия. Были даже 2 пулемета системы Максима для стрельбы по палубам захватываемых транспортов.

-3

Именно 152-мм орудия позволяли «Аскольду» эффективно сражаться и он это доказал во время прорыва из Порт-Артура во Владивосток. Ему удалось серьезно повредить пару японских крейсеров, но и сам бронепалубник получил несколько серьезных попаданий. Это привело к смене курса и уходу в Шанхай.

В Шанхае крейсер интернировали китайцы и корабль до конца войны оставался в том порту. После окончания войны «Аскольд» стал флагманом Сибирской флотилии, но при этом использовался больше для учений и, как ни странно, исследовательской деятельности. С его борта происходили исследования течений «бутылочным» способом.

-4

А вот в 1907 году с крейсера сбежало несколько взбунтовавшихся матросов. Впрочем тогда им удалось угнать целый миноносец, но путь его был недолог и, получив 63 попадания, кораблик выбросился на берег.

Удивительно, что «Аскольд» активно использовали во время ПМВ. Изначально корабль принимал участие в охоте на неуловимого капитана фон Швее, который шалил в Индийском океане мешая британской и французской торговле. Немца поймать не удалось, а вот уже в 1916 году «Аскольд» магическим образом участвует в попытке союзников захватить Босфор и Дарданеллы.

В результате корабль получает немало повреждений и уходит на ремонт в Тулузу. И тут происходит страшное – кто-то подрывает пороховой склад корабля.

Диверсия приводит к казни 4-х матросов и осуждению еще 150. Старшие офицеры заявили, что это были распропагандированные различными революционерами индивиды.

-5

Позже матросы, уже после Октябрьской революции, заявляли, что это была провокация со стороны командиров крейсера, чтобы выявить нелояльных служащих. В любом случае ремонт затянулся и корабль после починки отправляют в Мурманск, где он становится флагманом новосформированной флотилии Северного Ледовитого океана.

Именно там в 1918 году его сдали британцам, которые позже использовали «Аскольд» в качестве плавучей базы и артиллерийской батареи.

Самое забавное, что после того, как РККА вытеснило интервентов, корабль ушел в Англию и получил имя «Glory IV» и служил какое-то время в «Роял Нави».

В 1922 году «красные» выкупают «Аскольд», но британцы почти не проводили обслуживание крейсера и его состояние оставляло желать лучшего. В то же год крейсер отправили на разборку. Именно так закончилась история одного из самых "боевых" кораблей нашей страны.

В Дзене все изменилось: познавательным статьям теперь ОЧЕНЬ сложно жить. Чтобы наш канал остался на плаву – вынуждены попросить вас поставить лайк и поделиться статьей в соцсетях (это мелочь, но правда помогает!)

А если не хотите пропускать наши статьи – переходите в наш канал в Телеграм! Там сейчас цикл статей об артиллерии и железнодорожной технике БЕЗ РЕКЛАМЫ: нажимайте на синий значок ниже и подписывайтесь:

Полтора Инженера | О технике и науке

Другие интересные каналы: по ссылке