- Помощница ты моя, - заливалась пьяными слезами мать, обнимая худые колени дочери, - что бы я без тебя делала? Подохла бы давно…
Четырнадцатилетняя дочь смотрела на мать с плохо скрываемым презрением и жалостью: родителей не выбирают…
Все сама
В свое время Катерину называли счастливицей. Красивая, шустрая…
У нее всегда было много ухажеров, пока девчонка училась в профучилище. А когда устроилась на стройку, кавалеров еще прибавилось. Она поражала мужиков своей безудержной энергией и веселым нравом. Жила Катька в общежитии, куда поселилась после детского дома. Родителей своих Катя не знала, мать-кукушка оставила ее в роддоме. Девчонкой Катька мечтала, как и все детдомовцы, что мать однажды ее найдет. Но шли годы, а мать не находилась: «Ну и пусть, - зло думала Катя, - сама проживу, без нее!»
Она научилась смеяться, когда в горле ком стоял и хотелось плакать, старалась сделать ярким каждый день. Рано поняв, что нравится мужчинам, позволяла им любить себя. Только сделала большую ошибку. Да и кому было Катьке рассказывать да советовать? До всего сама, своим умом доходила. Вот и совершила оплошность, приведшую к рождению ребенка без отца.
Доченька
Из роддома Катерина возвращалась счастливая – в доченьке Сонечке души не чаяла. Правда, постепенно радость поугасла: приходилось вставать по ночам, чтобы менять пеленки и кормить малышку, пришлось расстаться с веселыми подружками и друзьями. Все время занимала дочь. Нянек-бабушек у Кати не было, чтобы освободить мать от хлопот.
День, когда малышка пошла в детский сад, для Катерины стал поистине праздничным. Катя вышла на работу. Мужики – старые приятели (один из которых и был отцом маленькой Сони, только кто – женщина и сама не знала) встретили ее с шуточками-прибауточками, напрашиваясь по старой памяти к женщине на ночку. Но Сонечка спала чутко, плакала, когда мать приводила в гости очередного дядю, и Катерина от гулянок дома отказалась. До поры до времени. Сонечка удерживала мать от «веселой жизни» до тех пор, пока не пошла в школу и не стала более-менее самостоятельной. Самостоятельной для того, чтобы сварить себе маломальский обед и заплести косички, зашить дырку на колготках и кое-как погладить платье. Как только мать увидела, что дочка у нее немного подросла, Катерина окунулась в веселье (как она его понимала) с головой.
Кому - зарабатывать, кому - пить
Соня росла. Девочкой она оказалась умненькой, училась в школе исправно. Внешностью девочка пошла в мать, поэтому мальчики знаки внимания стали оказывать ей еще с шестого класса. Но Соня хмуро принимала все попытки малолетних кавалеров подружиться с ней, ее не интересовали дискотеки и празднования дней рождения у сверстников. Девчонка была одержима другим – ей хотелось заработать денег. Много денег. Чтобы купить красивые платья. Чтобы поесть досыта пирожных с взбитыми сливками и засахаренными фруктами. Чтобы прийти в парикмахерскую и сварганить наимоднейшую прическу взамен надоевших косичек.
Всеми силами Соня стремилась выбраться из своей нищей жизни. Она не гнушалась никакой работы, чтобы заработать сколько-нибудь денег. Мыла лестницы в подъезде. Подрабатывала курьером. Выгуливала собак. Только на красивые наряды и бижутерию все равно не хватало. Даже на одну крошечную брошечку. Потому что деньги забирала мать, которая так пристрастилась к спиртному, что без каждодневной выпивки уже жить не могла. Сначала мать просила у дочери деньги, потом просто стала отнимать, насильно выворачивая карманы.
Соня обижалась на мать, но деньги отдавала. Не потому, что боялась побоев – мать пьяная тихая была и больше плакала. А потому что жалела. Пьянство матери считала чем-то вроде болезни. Неприятной и неизлечимой.
Терпела Соня, а сама ждала, ну когда же вырастет и сможет уехать из дома. Куда глаза глядят.
Другая жизнь
Окончив девять классов, Соня поступила в техникум. Переехала от матери в другой город, благо, что там иногородним общежитие давали. Жить с матерью под одной крышей девчонка больше не могла. Катерина плакала, прощаясь с дочерью, словно чувствовала, что больше ее никогда не увидит. Так и случилось.
В родной город Софья вернулась только спустя двадцать лет. На похороны матери. Сердобольные соседи с трудом, но разыскали Соню, чтобы сообщить ей скорбную весть. Школьные подружки, услышав про приезд Сони, прибежали, чтобы повидаться, да и ахнули – так велика была разница между Сонькой – дочкой местной пьяницы и этой незнакомой богатой и уверенной в себе дамой. После похорон Софья согласилась на вечернее чаепитие с бывшими одноклассницами и рассказала, что после окончания техникума поступила в институт на экономический факультет. После института устроилась на хорошую работу в фирму, где проходила институтскую практику. И вытянула счастливый билет – заместитель директора фирмы влюбился в красавицу настолько, что предложил руку, сердце и законный брак.
Сонечкина мечта сбылась – она сумела вырваться из прежней жизни. Последние мосты были сожжены в день похорон матери.