Фильм 2012 года «Верзила», который снял выдающийся французский режиссер Паскаль Ложье, публика ожидала с опаской. Многим был ещё памятен шокирующий трепет, в который погружали зрителя «Мученицы» от того же самого режиссера, и кои сразу же позволили именовать его «маэстро мрака».
Однако «Верзила» был своего рода смысловой обманкой. Хотя зритель об этом ещё не знал; эта стилистическая уловка сделается «визиткой» Ложье уже ко времени иной, более поздней ленты – «Страна призраков» (2017).
Опять же стараниями съемочной бригады и продюсерской группы рекламный ролик к «Верзиле» был сделан таким образом, что эксплуатировал определенные ожидания, а потому осознанно вводил будущего зрителя в заблуждение, что было как бы частью интеллектуальной игры, предпринятой режиссером.
Действие фильма происходит в умирающем американском шахтерском городе Колд Рок, вызывающем ассоциации с произведениями Стивена Кинга, где фигурировал Касл Рок. Хотя эти два местечка расположены на противоположных краях США. Кинг обычно писал про «Новую Англию» (восточное побережье), а шахты были расположены в лесах штата Вашингтон (северо-запад).
И в этом «забытом Богом» городишке, где, оставшись без работы, население впадает в затяжную депрессию, регулярно пропадают дети. Жители даже родили «городскую легенду», что, дескать, их забирает некто по прозвищу «Верзила». И вы ожидаете, что в окружающих лесах водится какой-то монстр, типа человеко-волка из позднесоветского триллера «Люми».
Главной героиней фильма является местная медсестра, которую сыграла одна из действительно красивых (а не миловидных и не смазливых) голливудских актрис Джессика Бил. Впрочем, тяжкое бытие наложило отпечаток и на лицо этого персонажа.
В какой-то момент горе приходит в её дом. Когда вы видите ржавый грузовик, скрывающийся в ночи, то первым делом закрадывается подозрение, что вам предложили новую версию «Джиперс Криперс», которую перенесли с плантаций Юга в подобие «индейской резервации».
Мимо… Сюжет делает крутой поворот. Причем, всё, что вы видели до этого, теперь оценивается кардинально иначе. Не случайно представителей закона в Колд Рок играют актеры, известные негативным амплуа. Начальника полиции изображает Стивен МакХетти («угловой жилец» из «Либма»), а местного шерифа – Уильям Дэвис («курильщик» из «Секретных материалов»).
И только вы приготовились к истории в стиле «чужак в зловещем месте», ожидая что-то типа происков тайного культа, как сюжет в очередной раз встает с ног на голову. И теперь речь идет уже о «серийном преступнике». Надо отметить, что это отнюдь не последнее проявление «эквилибристики», так как в итоге фильм окажется не «страшной сказкой», а драмой, повествующей о жертвенности.
И как ни странно, но схожесть он обнаружит со стилистически иной криминальной лентой. А именно, неонуаром «Прощай, детка, прощай» (2007), действие которого происходит в Бостоне и никаких мифических «верзил» вообще не наблюдается.