Горе недостаточно остро и глубоко, если можно разделить его с друзьями
В.Т. Шаламов, «Колымские Рассказы»
Из письма автора №5 - на Родину от 27.07.2004г (участок "Капелька" на реке Утывеем):
Ошибочка вышла
Так хочется борща, огурцов, помидоров, хлеба и много-много чего еще. Картошку сухую (1) уже есть не могу и как назло тушенка нам досталась соевая (2), то есть мяса настоящего в ней нет. Хорошо, что оленина выручает. Наш вездеходчик подстрелил двух оленей. Он-то уж подумал, что они дикие, но тут пришли чукчи и сказали, что эти олени из их стада! Но мясо нам отдали, не знаю, как их там ублажали, наверное, брагой поили, точно не скажу, так как было это на базе Озерного участка и до меня дошли лишь слухи.
А в нашем маленьком лагере на «Капельке», я практически никакой живности не видел, только когда ходил за грибами, передо мной пробежала лисица. Я ей сказал: «Пиф-паф», потому что ружье с собой не брал, да и не стрелял уже лет 5 или 6.
Горькая охота
На днях тут задумал на бакланов поохотиться, слишком уж они разлетались вокруг и стали очень наглые. К толстой леске прицепил крючок, насадил на него рыбью голову и оставил на берегу речки, привязав леску к большому камню. Через минут двадцать услышал отчаянные вопли, выхожу, смотрю – есть добыча! Только я баклана начал к себе подтягивать, он возьми да и сорвись! И улетел раны зализывать. Он – зараза, крючок разогнул!
Тогда взял я у Толика-канавщика крючок побольше и потолще и закинул во второй раз, но вместо баклана попался ворон…А мы его ловить вовсе не хотели, по причине того, что он у нас почти ручной был – прилетел неделю назад к лагерю и тут остался. Мы его подкармливали, и он далеко не улетал, и практически подружился с кошкой, которая у нас здесь живет.
Ворон заглотил крючок так глубоко, что его и не вытащить. Мы конечно леску обрезали, но он умер бедненький через несколько минут, видно разорвал себе все внутренности, пока пытался освободиться.
Знаешь, я себя какой-то сволочью почувствовал. Жалко птицу очень, уже сам к нему привык и к тому, что он ходит тут вокруг лагеря и все осматривает. Похоронил я его честь по чести, хотел табличку поставить о невинно погибших, да не стал. Вот так прилетела птичка… Доверилась людям…
Каюсь… Виноват… Загубил невинное создание, но кто же знал, что так получится. За наживкой никто не следил, и когда мы его увидели на леске, было поздно уже что-то делать. Надеюсь, там наверху (3), меня простят. Жалостливый я ужасно, но какой есть, такой есть.
Волоком за трактором
Забыл написать, что добирались мы до местного лагеря (нашей подбазы «Капелька»), весьма необычным способом – ехали внутри балка, лежа на нарах. А балок на полозьях тащил бульдозер. Ехали мы со скоростью 4-5 км/ч два дня. Ощущения не самые приятные, особенно когда по камням балок едет, амортизаторов здесь никто не предусматривал, и тебя мотает и толкает, подкидывает и подбрасывает во все стороны.
Да за эту длинную поездку (имеется в виду на Чукотку) на чем я только уже не ездил, осталось только на оленях покататься, а остальное уже не новинка!
Работники местные, особенно буровики и некоторые другие, со времени отъезда «обородатились», взлохмаченные, небритые – стали похожи на маленьких бородатых гномиков, особенно в своих разнообразных одеждах разного фасона и покроя, преимущественно еще социалистическо-светлобудущного (4).
Я стараюсь внешность не запускать, чтобы в привычку не вошло, все-таки как-никак – человек с высшим образованием, интеллигент можно сказать во втором поколении.
Впечатлений конечно меньше, когда на одном месте сидишь. Но надеюсь, что в середине августа вернусь на базу Озерную, а там за 20 километров от базы будет новый участок. Интересен тот факт, что уже скоро будет 2 месяца, как я работаю в конторе, а к работе по специальности еще не приступал, смешно, но фактъ!!!
Я как всегда извиняюсь за почерк, но белые ночи уже значительно потемнели, буквы больше чувствую, чем вижу.
Опять отдам письмо сначала в третьи руки, потом его передадут во вторые, и тд. И может быть оно доберется до Певека, а если уж до Певека доберется, то в твой mail-box точно попасть должно, но чувстую что это будет ой как не скоро…(5)
Примечания:
1. Картошка, при своей природной насыщенностью влагой, на Чукотке – шик невообразимый, дорогой деликатес, именно из-за своего веса и стоимости доставки каждого килограмма. Поэтому в продаже была в основном сушеная – это типа картошки фри, только не обжаренная и без воды в своем составе. Да и практичней так – легкая и не портится.
Тогда еще не было этих полулюдей-полуживотных – хипстеров, которые приписывают себе, якобы изобретение сублимации (дегидрации) пищи. И как они задорно сушат и извлекают воду из продуктов, увлекательно фотографируя это на камеру и рассказывая, какие они клеевые телко-парни. Все это было придумано до них и настоящими суровыми мужиками, с реальными густыми бородами с торчащими щепками и руками с заскорузлыми пальцами, не знающих барбершопов и маникюрных салончиков.
2. Соевая тушенка – весьма распространенный продукт, когда ради удешевления продукта, в банку вместо говядины, добавляется соевая под видом говядины. Далеко не всегда об этом пишут на этикетке. У нас была тушенка «Китайская стена» или что-то очень на нее похожее, кто знает, тот вспомнит;
3. Дополнительно, дело осложнялось тем, что Ворон у чукчей считается божеством, трогать его нельзя, и мы боялись, что за такой поступок местные Боги разгневаются на нас, и мы никогда не вернемся домой…
4. Единой спецодежды в конторе не было, редко кому выдавали что-то. Каждый работник надевал в поле, что найдет из запасов, поэтому эта компания выглядела весьма разношерстно и пестро;
5. Письмо добралось до Певека, где-то только через месяц, а до получателя только в сентябре. Когда буду приводить выдержки из письма №6 обязательно расскажу, какие приключения случились с автором, и каков был тернистый путь моих писем с участка «Капелька».
Друзья, товарищи, уважаемые и просто хорошие люди! Подписывайтесь и присоединяйтесь, интересное продолжение следует!