23 мая 2014 года
В конце XIX века грузооборот на железных дорогах значительно вырос, подъездные пути к московским вокзалам были забиты товарняками под погрузку-разгрузку, а ломовые извозчики перекрывали привокзальные улицы. Проекты строительства окружной железной дороги, которая соединила бы вокзалы, предлагались с 1869 года, но по разным причинам не нашли поддержки властей. Лишь в 1897 году император Николай II «признал желательным» создание Московской окружной железной дороги. Кольцо строили с 1902 по 1907 год, а точкой отсчёта стала станция Лихоборы, возле которой был установлен указатель первого километра, отсчёт производился по часовой стрелке.
Выполняя высочайшее указание императора «Дорога должна иметь сообразный первопрестольной столице вид», власти засуетились и привлекли к строительству лучших инженеров и архитекторов. В создании проекта участвовали П.Рашевский, А.Померанцев, Н.Марковников, И.Рыбин. В итоге кольцо стало не просто функциональным промышленным объектом, но и архитектурным шедевром. Все станционные здания были выдержаны в едином стиле, но отличались друг от друга в деталях. Создавались и типовые проекты жилых домов для сотрудников, служебных построек. На оформление интерьеров тоже денег не жалели, заказывая за границей черепицу, печи, часы. 19 июля 1908 года по Окружной дороге прошёл первый поезд.
Изначально предполагалось перевозить по кольцу не только грузы, но и пассажиров. Тогда подвела тарифная политика: цены на билеты установили слишком высокие и желающих занять места в вагонах было немного. Ну а с 1935 года горожане выбрали метрополитен и пассажирские перевозки по Окружной дороге прекратились вовсе. К столетию дороги выяснилось, что она становится нерентабельной, грузов перевозят всё меньше, зато в её окрестностях проживают около полутора миллионов москвичей. В 2008 году Правительство Москвы и руководство РЖД приняли решение возродить пассажирские перевозки, построив 31 станцию (сто лет назад было 12 станций), новые путепроводы, тяговые подстанции и другие объекты инфраструктуры.
Вся реконструкция обойдется в 236 миллиардов рублей и в лучшем случае завершится в 2016 году. Возможно, на МОЖД будут использовать поезда «Ласточка», неплохо зарекомендовавшие себя на Олимпийских играх в Сочи. По мнению Сергея Собянина, услугами железной дороги воспользуются 280 миллионов горожан ежегодно, но критики проекта считают, что он станет убыточным с введением нового пересадочного контура метрополитена. Так или иначе, реконструкция идёт полным ходом. Важно, что будут сохранены исторические постройки, уцелевшие до наших дней.
Когда-то станционные территории занимали обширные площади со складами, казармами, пакгаузами, жилыми домами для сотрудников. Со временем здания ветшали, перестраивались, сносились.
Первый лихоборский сюжет – о станционных постройках в окрестностях нынешнего проезда Черепановых.
Проезд Черепановых, 1
Дом начальника участка тяги легко узнать по модерновым завитушкам и металлической сове. В обязанности начальника входило руководство всей паровозной службой окружной дороги. В недавние годы дом использовался под поликлинику, сейчас пустует.
Смотрите старые фотографии: Дом начальника участка тяги. 1907 год:
Проезд Черепановых, 3
Для сотрудников дороги спроектировали жилые дома десяти типов. Руководство получало отдельные квартиры, персонал (телеграфисты, стрелочники, сторожа) – комнаты в общежитиях. Жилой дом 10 типа как раз построен по принципу общежития с общим коридором и санузлом.
Смотрите старые фотографии: Жилой дом на станции Лихоборы. 1907 год:
Проезд Черепановых, 5
Жилые дома 3 типа строились почти на всех станциях для служащих старшего и младшего состава железной дороги.
Проезд Черепановых, 28
Дом 2 типа для проживания младших станционных служащих (слесарей, стрелочников, сцепщиков).
Проезд Черепановых, 38
Ещё один жилой дом 3 типа.
Проезд Черепановых, 15
Вокзал для пассажиров построили небольшой, так как станция Лихоборы находилась в малонаселенной местности. При вокзале предусмотрены два зала ожидания, телеграф, телефонный узел, багажное отделение, контора начальника станции.
Смотрите старые фотографии: Вокзал. 1907 год:
Смотрите старые фотографии: До недавнего времени цветовая гамма была иная. 1995-1996 гг:
К столетию МОЖД на платформе станции установили памятный знак, на медальонах изображения вокзалов 12 станций.
Декор фасада вокзала
Проезд Черепановых, 40
Единственный сохранившийся жилой дом 6 типа с квартирами для начальника станции, его помощника, старшего телеграфиста и комнатами для жандармов, дворников и сторожей.
Проезд Черепановых, 42, с.1
Одноэтажный жилой дом 8 типа (архитектор А.Померанцев) предназначался для начальника станции и его помощника. Позднее использовался под медицинские учреждения, в последние годы в нем была стоматология. Сейчас пустует.
Смотрите старые фотографии: Дом начальника станции и его помощника. 1907 год:
Пара старинных люков в чугунную фотоколлекцию – один дореволюционный, второй установлен в 1930-е годы.
Кузница при станции, баня, дом паровозных и кондукторских бригад и другие служебные здания были утрачены.
Проезд Черепановых, 46, 48, 50
Эти дома называли «кооперативными»: сотрудники станции Лихоборы организовали строительный кооператив, собрали средства и по проекту архитектора Шатнева в 1930-е годы были построены три кирпичных дома.
Аббревиатура 5.Р.К.Ж.Д. означает «5-й район Курской железной дороги», к которой относилась Окружная дорога.
Ещё один люк обнаружен прямо в подъезде одного из домов.
Лестничные марши смонтированы на старых рельсах, снятых на станции. В XIX веке такие рельсы поставлялись из Англии с заводов Sheffield Steel, о чём свидетельствуют сильно закрашенные буквы заводского клейма.
Смотрите старые фотографии: Среди утраченных или перестроенных объектов кузница при станции, баня, дом паровозных и кондукторских бригад и другие служебные здания. Баня неподалёку от жилых домов. 1907 год:
Смотрите старые фотографии: Дом для кондукторских бригад. 1907 год:
Смотрите старые фотографии: на Пакгаузном шоссе размещалась кузница. 1907-1908 гг.:
Проезд Черепановых сам по себе узок, да ещё пару раз изгибается причудливыми загогулинами, вынуждая автомобилистов не расслабляться. По чётной стороне за ветшающими кооперативными домами стоит солидная сталинка, а за ней кварталы типовой застройки 1960-х годов.
Трудно поверить, что в конце XIX века в этих местах были леса и поля, а позднее песчаный карьер для нужд промышленных предприятий.
Смотрите старые фотографии: Лесная вырубка. 1895 год:
А вот припарковался немецкий ретрофургон в армейской окраске. Barkas B1000 производился в Германской Демократической Республике с 1961 по 1989 год в различных модификациях, как микроавтобус, фургон, пикап. Надёжная и недорогая машина использовалась в армии, полиции, пожарной охране и экспортировалась в Советский Союз и другие страны СЭВ.
В Лихоборах сохранились две вышки постов централизованного управления стрелками и сигналами. Дежурный наблюдал за ситуацией с высоты второго этажа. Это типовой проект поста: для лучшего обзора предусмотрены большие арочные окна и балкон, на который мог выйти дежурный. Один пост находится возле вокзала, второй – ближе к территории паровозного депо.
Планы московских властей запустить пассажирское движение по МОЖД нарушили привычную жизнь местных автовладельцев – гаражи вдоль железной дороге подлежат сносу.
Проезд Черепановых, 24, с.1
Фабрика-кухня возле депо строилась в 1930-е годы по проекту архитектора Шатнева, но в ходе строительства было принято решение использовать здание как клуб железнодорожников. От прежнего назначения остались следы букв «Дом культуры железнодорожников». Дальнейшая судьба клуба неизвестна, весной 2014 года здание обнесли забором, но строительные работы пока не ведутся.
Фотографии: Евгений Чесноков
Интерактивная карта позволяет открыть любой фотоальбом, опубликованный на канале «Город на память»:
#городнапамять #железнаядорога #можд #лихоборы #станциялихоборы #архитектура #история #фотопрогулка #проездчерепановых #мцк