«Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит.» (Псалом 50: 17).
Сейчас идёт Великий пост – время покаяния и более активной духовной жизни, когда христианин воздерживается от скоромной пищи, а также старается воздерживаться от многословия, пустословия, посещения развлекательных заведений, стараясь больше времени посвятить духовной жизни, молитве, богообщению, чтению Священного Писания, посещению храма Божия, участию в таинствах Церкви: таинстве Покаяния (Исповеди), Причастия Святых Христовых Тайн, Елеосвящения. Очень хорошо причащаться в пост, так как в это время мы не отягчаем себя объедением, стараемся избегать суеты, больше времени посвящаем молитве, не нужно специально держать пост. А Причастие Святых Христовых Тайн очень важно для каждого христианина, так как в этом таинстве верующий причащается Тела и Крови Самого Господа и соединяется с Ним, потому что в каждой частице содержится весь Христос. Таинство Евхаристии (Причащения Святых Христовых Тайн) установлено Самим Господом на тайные вечери с Его учениками, перед Его взятием первосвященниками. Приготовленные для таинства хлеб и вино, Господь Иисус Христос через священника претворяет в Тело и Кровь Христа. Насколько важно это таинство для христианина говорит Господь: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день.» (Ин. 6: 54). То есть Причастие Тела и Крови Христовой необходимо верующему для оставления грехов и для того, чтобы иметь жизнь вечную. Причастие очищает нас от грехов, помогает нам бороться с грехами, со страстями, отгоняет тёмную силу, исцеляет душу, укрепляет в добродетелях, даёт силы исполнять заповеди Божии. «Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха.» (1-е Ин. 1: 7). Благодаря Причастию в нас течёт Кровь Христа, постепенно мы уподобляемся Самому Господу, приобретаем Его образ, а потом и жизнь вечную: «Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.» (Мф. 5: 48). Это пища для души. Это ещё раз подтверждает, что не своими силами мы спасаемся и боремся с грехом, а Силой Божией. Причастие заповедано Господом, также, как и заповедь о любви к ближнему, прощении ближних, о непрестанной молитве и другие заповеди.
И так как Причастие Святых Христовых Тайн приносит такую огромную пользу душе, и благодаря этому таинству мы получили такие обетования: освящения, просвещения, спасения, наследия вечной жизни, уподобления Самому Христу, Который пребывает в вечной славе, поскольку это таинство имеет такую важность и значимость для души, является пищей для души, как хлеб для тела, то и подготовка к принятию Тела и Крови Христовых необходима серьёзная. Это можно сравнить с тем, если бы мы готовились идти на ужин к великому царю. А здесь речь идёт не о земном, а о небесном, о жизни вечной, избавлении от ада, наследии Царства Небесного в вечности. Господь – Царь царей и Господь господствующих. Апостол Павел напоминает о важности и серьёзности подготовки к таинству и размышлении об этом. (1-е Кор. 11: 23-30). И преподобный Серафим Саровский говорил о том, что можно причаститься на земле, но остаться непричащённым на Небе. Поэтому мы постимся перед Таинством, и ещё перед Причащением положена молитвенная подготовка, молитвенное правило, которое состоит из: покаянного канона ко Господу Иисусу Христу, молебного канона ко Пресвятой Богородице, канона ко Ангелу-Хранителю, а также читается последование ко Святому Причащению, которое состоит из канона к Причащению и молитв. Ещё перед Причастием Святых Христовых Тайн положено исповедовать грехи в Таинстве Покаяния (Исповеди).
Но для чего всё это делается? Следует понимать, что пост, молитвы, исповедь – это не самоцель, это средства. Они нужны нам для того, чтобы подготовить своё сердце к принятию Святых Христовых Тайн. И именно это является самым важным, с каким сердцем мы подходим к таинству. Поэтому уделим более внимания внутреннему состоянию сердца. Во-первых: следует подходить к Чаше с благоговением и страхом, понимая всю важность и значимость таинства, более всего со страхом согрешить и этими грехами оскорбить Спасителя; «Се очи Господни на боящыяся Его, уповающыя на милость Его.» (Псалом 32: 18). Во-вторых: но также не следует забывать о милосердии Божием, нужно подходить к Чаше с верой, доверием Богу, с надеждой и упованием на Господа, потому что Господь любит уповающих на Него и надеющихся на Него, а не на себя: «Благоволит Господь в боящихся Его и во уповающих на милость Его.» (Псалом 146: 11). Страх, осознание своей греховности не должны быть препятствием к Причащению. Надо помнить, что Господь милостив, и принимает нас и любит нас такими, какие мы есть. Поэтому надо подходить к Чаше, уповая на милосердие Божие. Как-раз-таки Причастие Святых Христовых Тайн очень помогает в борьбе с грехами, очищает нас от всякой скверны; «се бо дерза́я на ми́лость Твою́, ям Те́ло Твое́, и пию́ Кровь Твою́.» Отрывок из канона ко Святому Причащению. В-третьих: походить к таинству следует с чистой совестью, чистым сердцем, исповедовав свои грехи перед этим. Перед Причащением священник говорит: «Святая – святым». То есть подходя к Чаше, надо очиститься от грехов на Исповеди. Об этом мы и читаем в каноне ко Святому Причащению: «Сле́зныя ми пода́ждь, Христе́, ка́пли, скве́рну се́рдца моего́ очища́ющия: я́ко да благо́ю со́вестию очище́н, ве́рою прихожду́ и стра́хом, Влады́ко, ко причаще́нию Боже́ственных Даро́в Твои́х.» Отрывок из канона. В-четвёртых: искать нужно небесного, устремляя ум к Господу, а не земного, походить с желанием причаститься, с исканием более небесных благ, а не земных. Не стоит подходить к Причащению, как к магическому ритуалу, ища прежде всего земных благ, здоровья, например. Как говорит Господь: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.» (Мф. 6: 33). Причастие может способствовать исцелению телесному, но, если будет на это воля Божия. А так более следует думать об исцелении души, об очищении сердца, об искании Царства Божия и правды Его, потому что болезнь тела заканчивается рано или поздно, а болезнь души переходит в вечность, так как душа бессмертна. Как и святые в своих молитвах перед Причастием Святых Христовых Тайн искали небесного, а не земного, прежде всего: «Хотя́й па́ки приити́ суди́ти вселе́нней пра́вдою, благоволи́ и мне усре́сти Тя на о́блацех, Судию́ и Созда́теля моего́, со все́ми святы́ми Твои́ми: да безконе́чно славосло́влю и воспева́ю Тя, со безнача́льным Твои́м Отце́м, и Пресвяты́м и Благи́м и Животворя́щим Твои́м Ду́хом, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.» Отрывок молитвы 3-ей из Последования ко Святому Причащению, Симеона Метафраста.
В-пятых, подходить к Чаше следует с покаянным настроем, сокрушенным и смиренным сердцем, осознанием своей греховности и недостоинства. Если же чувствовать своё достоинство и не иметь благоговения то можно стать как Иуда, который вёл себя дерзко: «Он же сказал в ответ: опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня» (Мф. 26: 23). Но лучше, как благоразумный разбойник говорить: «Помяни мя, Господи во Царствии Твоём.» И в молитвах святых также мы читаем об этом: «Согреши́х бо, Го́споди, согреши́х на не́бо и пред Тобо́ю, и несмь досто́ин воззре́ти на высоту́ сла́вы Твоея́». Отрывок из молитвы 1-ой из Последования ко Святому Причащению, Василия Великого. В-шестых: подходить к Причастию нужно с любовью и благодарность к Господу, с благодарным сердцем, потому что Господь не любит ропота. Необходимо за всё благодарить Господа, не только устами, но и стараться, чтобы такое устроение было в сердце: «За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе». (1-е Фес. 5: 18). «Ны́не благода́рною мы́слию, благода́рным же се́рдцем, благода́рными удесы́ мои́ми, души́ и те́ла моего́, покланя́юся и велича́ю, и славосло́влю Тя, Бо́же мой, я́ко благослове́нна су́ща, ны́не же и во ве́ки.» Отрывок из молитвы 7-ой, святого Симеона Нового Богослова из Последования ко Святому Причащению. В-седьмых: и самое главное, подходить к Чаше следует с любовью в сердце к Богу и людям, с мирным сердцем, не имея злобы, обиды, вражды против кого-нибудь, потому что Господь пребывает в мирном сердце: «Итак, если ты принесёшь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой.» (Мф. 5: 23-24). «Да изба́влюся от страсте́й, и враго́в, и ну́жды, и вся́кия ско́рби, тре́петом и любо́вию со благогове́нием, Человеколю́бче, приступа́яй ны́не к Твои́м безсме́ртным и Боже́ственным Та́йнам, и пе́ти Тебе́ сподо́би: благослове́н еси́, Го́споди, Бо́же оте́ц на́ших. » Отрывок из канона.
Если человек достойно подходит к Чаше, то он освящается, а если недостойно, то Причастие может быть ему в суд. Видение одного епископа: «-Люди, которые живут чистой и честной жизнью, идут к Чаше со светлыми и радостными лицами. Они скромны, сострадательны, добры. Люди, которые погрязли в беззакониях и разврате всяческого толка, подходят с черными лицами. Ну, а те, у кого красные глаза, злобные обманщики, лукавые хулители и убийцы. Замолчали оба: и Ангел, и епископ. Затем Божий посланник снова заговорил: -Помогай людям, рассказывай им о грехах, которым они подвержены, уговаривай, чтобы они не отчаивались. Господь милостивый пожалеет их, если они будут каяться, исправляться, обращаться к Богу. Они получат спасение. Ты же за содействие в их Спасении тоже получишь награду.» Из сборника протоиерея Валентина Мордасова.
Поэтому следует добросовестно готовиться к Причастию Святых Христовых Тайн. Лучше выдержать пост, прочитать необходимые молитвы, чтобы совесть была чиста. Но всё-таки следует понимать, что не это главное. Просто таким образом мы хоть что-то делаем ради Христа, совершаем какой-то подвиг ради того, чтобы Причаститься Святых Христовых Тайн. Но вычитав все молитвы, сделав всё, не стоит считать, как фарисеи, что мы праведны, следует осознавать свою греховность и уповать на милость Божию, а не на себя надеяться.
«Угото́вал еси́ предо мно́ю трапе́зу сопроти́в стужа́ющым мне, ума́стил еси́ еле́ом главу́ мою́, и ча́ша Твоя́ упоява́ющи мя, я́ко держа́вна. И ми́лость Твоя́ пожене́т мя вся дни живота́ моего́, и е́же всели́ти ми ся в дом Госпо́день, в долготу́ дний.» (Псалом 22: 5-6). Перевод: «Приготовил Ты пред лицом моим трапезу напротив теснящих меня, умастил елеем голову мою, и чаша Твоя опьяняет меня, как крепчайшая. И милость Твоя будет следовать за мною во все дни жизни моей, и обитать мне в доме Господнем на долгие дни!».