Найти тему
Две империи

КИТАЙСКАЯ ЖИВОПИСЬ

Оглавление
Рыбак. Китай, ок. 1350. Тушь, бумага. Художник – У Чжэнь (1280–1354). Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Рыбак. Китай, ок. 1350. Тушь, бумага. Художник – У Чжэнь (1280–1354). Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Китайская живопись имеет, по крайней мере, пяти тысячелетнюю историю. Как бы то ни было, дата ее возникновения, благодаря новым археологическим находкам, отодвигается все дальше вглубь веков.

Традиционная китайская живопись обозначается термином Гохуа 国画, что буквально обозначает «живопись [нашей] страны».

Этот термин был введён в конце XIX — начале XX века как противопоставление сиянхуа (西洋画), то есть — западной («заморской») живописи.

Китайская живопись разительно отличается от европейской. Причем это различие присутствует буквально во всем, в подаче, в материалах, в технике исполнения и в инструментах.

И если мы с вами привыкли просто рассматривать картины европейских художников, то работы китайских мастеров надо читать и понимать. А всё, потому что такие картины полны символизма и скрытого глубокого смысла, по сути, их не рисуют, а пишут, причём пишут без предварительных эскизов. Сюжет не рассматривают, а читают.

На полотнах гохуа тесно переплетены живопись, каллиграфия, поэзия и даже искусство печатей (гравировка). Впрочем, различие традиционной китайской живописи от европейской это тема для отдельной статьи.

Каллиграфия

Современная каллиграфия, член Китайской ассоциации каллиграфов, Шан Пэйю, "Сущность бытия"
Современная каллиграфия, член Китайской ассоциации каллиграфов, Шан Пэйю, "Сущность бытия"

Китайская каллиграфия - предмет гордости китайцев, настоящая жемчужина Востока!

Искусство каллиграфии неразрывно связано с живописью. И тут и там используются одни и те же линии, материалы и инструменты. В этом и заключается феномен китайской каллиграфии, что это не только посменный язык и средство общения, но и инструмент выражения внутреннего мира художника.

На всех картинах китайских художников зачастую присутствуют каллиграфически выведенные иероглифы. В основном это имя художника и стихотворные строчки, соответствующие настроению работы. Однако китайский мастер кисти это не только художник, каллиграф и поэт, но еще и гравер! Ведь на всех работах в обязательно присутствует оттиск печати красного цвета, а то и не один.

Четыре драгоценности рабочего кабинета

Четыре драгоценности рабочего кабинета: кисть, бумага, тушь и тушечница
Четыре драгоценности рабочего кабинета: кисть, бумага, тушь и тушечница

Кисть 笔, бумага 纸, тушь 墨 и тушечница 砚 это предметы, без которых не обходились поэты, художники, каллиграфы, ученые, философы. Эти предметы были неотъемлемой частью всякого образованного человека в древнем Китае, поэтому их так и называли «четыре драгоценности рабочего кабинета» 文房四宝.

Все эти предметы играли настолько важную роль в общественной жизни просвещенных китайцев, что каждому из них стоит посвятить отдельную статью 😊.

Два стиля

"Осенние краски в пруду", Чжан Дацянь, 1978г.
"Осенние краски в пруду", Чжан Дацянь, 1978г.

Термин СЕ-И 写意 – обозначающий стиль традиционной китайской живописи, буквально означает «изобразить идею». Как понятно из названия, стиль призван выразить сущность предмета, так, чтобы зритель мог домыслить то, что «недосказал» художник.

В манере се-и исполнялись обычно цветы, растения и птицы, а также монохромные композиции на пейзажные темы, в которых художник давал простор своей творческой фантазии.

Мяо Фу (繆輔, 15 в.), династия Мин (1368-1644), Дворец-музей, Пекин
Мяо Фу (繆輔, 15 в.), династия Мин (1368-1644), Дворец-музей, Пекин

Стиль Гунби 工笔 (филигранная кисть) противопоставляется свободному экспрессивному стилю се-и и характерен тонкими четкими линиями, прорисовкой мельчайших деталей. Гунби требует большого терпения и аккуратности.

Самые известные художники творившие в стиле гунби:

  • Ян Либянь (ок. 600-673)
  • Чжан Сюань (713-755)
  • Чжоу Фан (ок. 730-800)
  • Гу Хучжон (937-975)
  • Император Хуэй Чжун (1082-1135)
  • Тан Инь (1470-1524)
  • Цю Ин (1494-1552)
  • Чэнь Хуншоу (1598-1652)

Этот стиль даже считался придворным, потому как дворцы императоров и всякой знати оформляли именно в этом стиле. Художники, работавшие во дворце, обязаны были владеть этим стилем.

Только богатые могли позволить себе приобретать такие картины. Свитки хранились в строжайшей тайне во дворце императора и покоях богатых семей.

Шесть законов китайской живописи

 Креветки, Ци Байши 齐白石  (1864 - 1957)
Креветки, Ци Байши 齐白石 (1864 - 1957)

Китайский художник и теоретик живописи, живший в V веке Се Хэ в своем трактате «Заметки о категориях старинной живописи» сформулировал шесть законов живописи 绘画六法, шесть основных художественных принципов, которые должны принять к сведению мастера кисти.

  1. Первый закон 气韵生动 «Одухотворённый ритм живого движения», указывает на необходимость передачи живой сущности изображаемого, его жизненного, не статичного начала. То есть, прежде всего, важно передать сущность увиденного, а не внешнее сходство.
  2. Второй закон 骨法用笔 “Структурный метод пользования кистью” касается сути художественного процесса — пользования мастером кистью и тушью, умения движением руки передать суть, саму основу изображаемого.
  3. Третий закон 应物象形 «Резонируя с вещами, передавай форму» провозглашает необходимость соответствия изображённых предметов реальным вещам.
  4. Четвёртый закон 随类赋彩 «Следуя за категориями, передавай цвет» говорит о необходимости правильного наложения цвета, умения видеть цвет и его оттенки.
  5. Пятый закон 经营位置 «Действуя согласно законам пространства, определяй положение [объекта на рисунке]» обращает внимание на необходимость правильного композиционного построения свитка. Управление структурой рисунка. Понимание законов передачи пространства. Умение составлять композиции.
  6. Шестой закон: 传移模写 «Передавая образцы, меняйся в изображении» говорит о важности традиции, канона в живописном творчестве. Закон говорит о важности правильно копировать, не впадая в состояние “ксерокса”, а каждый раз пропускать через себя весь творческий процесс. Именно благодаря ему многие древние картины дошли до нас в копиях.

Китайская живопись в настоящее время

"На обочине дороги", Сяо Ланг, 1989 г., Национальный музей Китая
"На обочине дороги", Сяо Ланг, 1989 г., Национальный музей Китая

Самобытная китайская живопись, зародившись в древнем Китае, одно из немногих восточных искусств продолжает жить и развиваться со времен неолита до наших дней.

Множество современных художников, сохраняя древние техники, выходят за рамки традиционных тематик в соответствии новому времени. Они наполняют свои работы новым смыслом и живым духом современности.

Китайская традиционная живопись является огромным вкладом в художественную культуру всего человечества.

Традиционная китайская живопись в России

Занятие по китайской живописи проводит руководитель клуба восточной культуры "Две империи" Светлана Плакасова
Занятие по китайской живописи проводит руководитель клуба восточной культуры "Две империи" Светлана Плакасова

Еще совсем недавно в России никто толком и не знал ничего о живописи гохуа. И вот сейчас множество людей с увлечением занимаются этим видом искусства. Традиционная китайская живопись подкупает своим «дружелюбием» к новичкам, своей простотой в освоении, своей необычностью и конечно своей таинственностью и загадочностью. Особенно легко освоение китайской живописи дается детям. Для них это очень интересный и увлекательный процесс.

Сегодня в нашей стране есть много замечательных, известных мастеров китайской живописи, которые прочно стоят на одной ступеньке с китайскими художниками.

Клуб восточной культуры "Две империи"
Клуб восточной культуры "Две империи"